Великий Шелковый Путь. Формирование и развитие (часть 1)

План:

1.                   Введение

2.                   Формирование и развитие Великого шелкового пути (ВШП):

2.1                            Возникновение ВШП

2.2                            Исторические направления Великого шелкового пути

2.3                            ВШП и Кушанское царство

2.4                            ВШП и Арабский халифат

2.5                            ВШП и Чингизхан

2.6                            ВШП и А. Темур

2.7                            Программа «Шелковый путь»

2.8                            Великий шелковый путь возрождается

3.                   Заключение

 

Введение

"Прокладывая дорогу в новое тысячелетие, мы протягиваем всем руку дружбы и взаимопонимания, символизируя   это словами: безопасность, стабильность и устойчивость развития".

И.Каримов.

 

 

В истории человеческой цивилизации есть немало примеров длительного взаимовыгодного культурного и экономического сотрудничества между странами и народами с различными политическими, религиозными и этническими традициями. Например, существовал легендарный путь "из варяг в греки", довольно длительное время действовавший между Русью и скандинавскими странами (Швеция, Норвегия, Дания). Известен в истории и соляной торговый путь, который проходил по Африканскому континенту, пролегая в основном через пустыню Сахару.

Но самым значительным, широко известным в мире являлся Великий шелковый путь, протянувшийся от берегов Атлантического океана до берегов Тихого, пересекавший весь Азиатский континент и соединявший страны Средиземноморья с Дальним Востоком в древности и раннем средневековье. Это была не просто дорога или даже система дорог от океана до океана, это был сложнейший культурно—экономический мост между Востоком и Западом, соединявший народы в их стремлении к миру и сотрудничеству.

Формирование и развитие Великого шелкового пути (ВШП)

Возникновение ВШП

Возникновение Великого шёлкового пути относится ко II в. до н. э. А сам термин "Великий шёлковый путь" был введён в историческую науку учёными XIX столетия, после того как в 1877 году немецкий путешественник и историк К.Рихтгофен написал свою работу "Китай", в которой он впервые и определил этот торговый путь по восточным странам названием "шелковый путь".

Следует заметить, что еще задолго до образования Великого шёлкового пути на территории Центральной Азии и Древнего Востока существовали пути, которые служили целям войны и мира. По ним продвигались большие армии и малые отряды, разгорались кровавые битвы, расположенные вдоль них города подвергались нападениям; в мирное же время эти пути служили связующими нитями политической, торговой и культурной жизни. Именно эту их функцию всегда ценили народы.

Один из древнейших путей "лазуритовый" сложился еще в 3—2 тысячелетиях до н.э. Он начинался в горах Памира, проходил через Иран до Передней Азии и Египта. Полудрагоценный камень лазурит (ляпис-лазурь), добываемый в районе верхней Амударьи на Памире (в Бадахшане), высоко ценился ювелирами древневосточных государств, таких как Шумер (Двуречье) и Египет. При раскопках гробниц в них были обнаружены изделия из бадахшанского лазурита.

Другой путь знаменитая "царская дорога" Ахеменидовсвязывал в VI—IV вв. до н.э. малоазииские города Эфес и Сарды на берегу Средиземного моря с одной из столиц Ирана и городом Сузы. Ещё один путь вёл из Ирана через Бактрию, Согдиану, Ташкентский оазис и территорию Казахстана до Алтая.

В IV в. до н.э. Александр Македонский разгромил армию последнего ахеменидского царя Дария и весной 329 г. до н. э. появился на границе Средней Азии. Несмотря на сильное сопротивление, Александр Македонский устанавливает здесь своё господство. Им было основано большое число Александрий, самая далёкая из которых находилась на берегах Сырдарьи,   где  ныне  находится  г.Ходжент. Огромное историческое значение походов Александра Македонского и Селевкидов заключается главным  образом  в  активном проникновении в Среднюю Азию западной культуры. Если политическое подчинение греческими завоевателями Маргианы, Бактрии,  Согда  оказалось  недолговечным,  то  процесс эллинизации, то есть слияние греческой и среднеазиатской культур, способствовал интенсивному подъему духовной и материальной культуры.

В течение этого периода сохранялись связи между Средней Азией и культурами Индии и восточного Средиземноморья. Около III в. до н.э. стали устанавливаться контакты и с Китаем.

Известно, что Китайский император By Ди в 138 г. до н.э. отправил своего посла Чжан Цяня на поиски союзников в борьбе против воинственных кочевых племён гуннов, которые опустошали северные окраины Китая. Путешествуя, посол попал в плен к гуннам на целых десять лет. Ему удалось бежать и через высокие перевалы Центрального Тянь-Шаня выйти к Иссык-Кулю. Пройдя вдоль берега реки Нарын, он попадает в Ферганскую долину. Для него явилось неожиданностью то, что в долине располагалось множество городов, объединенных в одно государство. Он попытался договориться с правителем ферганской долины, но тот соглашался только на установление торговых отношений, и Чжан Цянь отправился дальше на юг. Возвращаясь из путешествия, он вновь попал в плен к гуннам, но на этот раз бежал спустя два года. Чжан Цянь представил императору подробный доклад о своём пребывании в Средней Азии, указал удобные пути для торговли, которые впоследствии стали основой Великого шелкового пути. Император дал ему титул "Великий путешественник".

Сведения об обмене между Китаем и Средней Азией содержатся, в основном, в китайских хрониках начиная с 1 в. до н.э. по VII— VIII вв. н.э. Ранние свидетельства повествуют о дарственных подношениях, которые направлялись из стран среднеазиатского региона к императорскому дворцу. Отсюда также посылались дары, если Китай хотел привлечь на свою сторону   кого-либо   из   тамошних   владетелей.   Из среднеазиатских даров особенно ценились знаменитые кони Давани, быстроногие скакуны, которых китайцы называли "небесными", "крылатыми". А ценились они потому, что в Китае существовала легенда: чтобы утвердить свою божественность и достичь бессмертия император должен был вознестись на небо при помощи упряжки неземных лошадей. Именно Чжан Цянь завёз в Китай "небесных" коней. Этот предприимчивый путешественник вывез из Средней Азии не только лошадей, но и корм для них семена люцерны. Вскоре посевы люцерны распространились по всему Китаю

Постепенно торговые отношения между Средней Азией и Китаем укрепляются. Каждый год императорский двор направлял по меньшей мере пять миссий на запад в сопровождении нескольких сот стражников. Они везли с собой шелк и металлические изделия, которые обменивали на лошадей, нефрит, коралл и другие товары из Средней Азии.

Китайские изделия предназначались не только для Средней Азии. Значительная потребность в уникальных шелковых" тканях била в Персии и в государствах к западу от неё.

В Европе считали, что шёлк растет на деревьях и что только китайцы знают секрет этой культуры. В период Правления Августа Рим платил за китайский шёлк шерстяными товарами, специями и стеклянными изделиями.

У китайцев же не было ни малейшего намерения опровергать легенды подобного рода, чем они обеспечили себе монополию и экспорт этой дорогостоящей ткани. Парфяне, через территорию которых осуществлялась торговля, точно так же не видели повода для того, чтобы распространять что-либо о технических аспектах изготовления шёлка, однако получали из торговли им значительную прибыль, как и многие последующие династии, через земли которых проходили шёлковые пути.

Первая встреча римлян с этой тканью не увенчалась особой славой. Марк Мициний Красе, член триумвирата, консул и римский наместник в Сирии, мечтал пройти по стопам Александра Македонского и повторить его победы на Востоке. В 53 г. до н.э. он повёл семь легионов через Ефрат в бой против парфян. Однако не весть о победе или смятение по поводу поражения произвели фурор в Риме, а совершенно случайное событие, а именно открытие шёлка. Оно было связано с поражением легионов.

Парфяне во время сражения для видимости обратились в бегство для того, чтобы затем молниеносно развернуться в седле и осыпать преследующих легионеров дождём из стрел это был знаменитый парфянский выстрел. Кроме того они неожиданно    развернули    огромные,    светящиеся    и переливающиеся на солнце знамена, напугав солдат настолько, что они сдались. Это стало одним из самых тяжелых поражений Рима. А вышитые золотом знамена стали первыми шелками, которые когда-либо видели римляне.

Увиденная однажды, эта ткань в последующие столетия повергла Рим в настоящую "шелковую лихорадку": Эту прохладную ткань, "легкую как облако" и "прозрачную как лёд", римляне назвали "китайская вуаль".

Караваны, выходившие из Китая, направлялись к северным Тянь—Шаньским горам, пересекали территорию Средней Азии, а затем через Хорасан (западнее Амударьи) попадали в Месопотамию и к Средиземноморью.

Протяжённость Великого шёлкового пути составляла 12 тыс. километров, поэтому мало кто из торговцев проходил всю шёлковую дорогу полностью. В основном они старались путешествовать посменно и обменивать товары где-то на пол­пути.

На протяжении Великого шёлкового пути в городах и селениях, через которые проходили караваны, находились караван—сараи (постоялые дворы). В них имелись худжры ("комнаты отдыха") для купцов и обслуживающего караван персонала, помещения для верблюдов, лошадей, мулов и ослов, необходимый фураж и провиант.

Караван-сараи являлись местом, где можно было продать и купить оптом интересный для купца товар, а главное.—узнать последние коммерческие новости и, прежде всего, цены на товары.

Хорезм, Согдиана и Фергана стали преуспевающими торговыми центрами. Шелковая дорога стимулировала потребность в среднеазиатских товарах, таких как лошади и кормовые культуры, а также виноград и хлопок. В городах ремесленники освоили новые виды ремесла: производство металлических изделий, перенятого у Востока, и изделий из стекла у Запада.[1]

Исторические направления ВШП

 

Являясь условным назва­нием, ВШП представлял со­бой сеть дорог, по которым в древности и средневековье осуществлялись торгово-экономические связи стран Вос­тока и Запада, находившихся между тогдашними мировы­ми цивилизациями - Римской (Византийской) и Ханьской (Китайской) империями.

Охватив практически весь Евразийский континент, включая нынешнюю территорию России. Закавказья и Центральной Азии, широко разветвленная сеть ВШП разносила по свету мировые религии, письменности к культуры. Этот путь, действо­вавший полторы тысячи лет, сыграл огромную роль в сближении двух континентов, во взаимном культурном обо­гащении многих европейских и азиатских народов.

На грани древней и но­вой эры торговые караваны чз Китая начинали свой путь от Чаньяни и шли к Дукьхуа -городу на границе у Великой стены. Отсюда маршрут рас­ходился на два пути: север­ный и южный.

«Северная дорога» про­ходила вдоль южных склонов Тянь-Шаня и реки Тарим че­рез Турфан и вела в Кашгар, Алай, а оттуда - в Ферганс­кую долину (Давань), средне­азиатское Междуречье (Са­марканд, Мера), затем пово­рачивала к низовьям Волги и Северному Причерноморью (по китайским источникам -Лисянь). Она оканчивалась в местных греческих колониях. Эта дорога, однако, не была устоявшимся торговым мар­шрутом.

Таким маршрутом стала «Южная дорога», которая начала функционировать в 115 г. до н.э. благодаря открытию государственного почтового тракта по южной и северной окраинам пус­тыни Такла-Макан. Как повествуют «Описания Западного края» ханьских динас­тийных хроник, «Южная до­рога» вела в Дацинь (восточные провинции Римской империи) через Памир, Хотан, Яркенд, Балх, Мерв, Гекатомпил и Экбатану (ны­нешний Хамадан). Затем она делилась на две ветви.

Одна из ветвей, в то время главная магистраль, вела в Селевкию-Ктесифон на Тигре и далее по древ­ней ахеменидской дороге (царской дороге Дария) в Междуречье (Месопотамию) и Сирию. Ее термина­лом была тогдашняя столи­ца Сирии - Антиохия.

Другая ветвь отходила в Армению, ее тогдашнюю сто­лицу Арташат. Она пролегала через Гандзак-Шахастан (Газака), тогдашний центр Атропатены Мидийской (Малая Мидия, нынешний Иранский Азербайджан). Далее дорога проходила по восточному по­бережью озера Урмия и пе­ресекала реку Араке у Джуги (Джульфа). Затем через Нахичеван по левобережью реки Араке она выходила в Араратскую равнину.

Протяженность этой пер­вой мировой трансконтинен­тальной торговой трассы превышала 7000 км. Основное направление ВШП никог­да не менялось, но локаль­ные изменения на равнинах происходили довольно часто. Практически неизменными были горные дороги, пролегавшие по ущельям, перева­лам и высокогорным тропам.

С древних времен Тянь-Шань и территорию совре­менного Кыргызстана пере­секали три ветви ВШП:

Памиро-Алтайский путь. От Средиземного моря, пе­ресекая Иран, караваны при­ходили в большой город Мерв, Здесь путь раздваи­вался. Одни караваны шли в г. Термез, переправлялись через Амударью, затем по берегу ее правого притока Кызыл-Су поднимались на Алтайское нагорье. Здесь путь их лежал к удобному проходу Иркештам и по тече­нию реки Кук-Су направля­лись В пределы Восточного Туркестана.

Ферганский путь. Дру­гие караваны из Мерва на­правлялись через Бухару и Самарканд к Ходженту и приходили в Ферганскую доли­ну. Далее на Восток путь вел по предгорьям с обширными богатыми пастбищами. Кара­ваны заходили в города Ош и Узгенд. Затем вверх по реке Яссы предстоял труд­ный путь в Центральный Тянь-Шань к г. Атбаши. От­сюда одни двигались на юг в пределы Восточного Тур­кестана, а другие - на озеро Иссык-Куль к г. Барсхан.

Чуйский путь. В раннем средневековье он был са­мым оживленным. Караваны из Самарканда шли в Таш­кент. Затем вдоль предгорий Кыргызского хребта они приходили в Чуйскую доли­ну. Здесь с запада на восток тянулась цепочка городов, через которые проходили караваны. Самыми крупны­ми из них были Невакет и Суяб. Из Суяба через ущелье Боом торговцы по­падали на озеро Иссык-Куль. Вдоль его южного побережья, минуя города Яр, Ход и Тон, караваны прохо­дили в г. Барсхан (р-он Кайсары). Из Барсхана было два пути. Один вел на север через перевал Сан-Таш в степи Монголии и к кыргызам в Южную Сибирь. Дру­гой  через перевал Джуук в Центральный Тянь-Шань и через перевал Бедель в Восточный Туркестан. Из Восточного Туркестана все пути вели в Китай.

В середине II в. н.э. Клав­дий Птоломей дал описание античного варианта ВШП. По нему дорога вела через Месопотамию (Междуречье), Ассирию (Адиабена) и Ми­дию в Экбатану, оттуда по­ворачивала к Кастийским воротам (горный перевал восточнее Рея), затем про­ходила через Парфию в Ге­катомпил, Арию (Герат), Бактру (Балх) и Маргианскую Антиохию (Мерв). Путь, описанный Птоломеем, де­лился на три отрезка: от переправы через реку Евфрат до Балха, от Балха до Ка­менной башни и от нее до Серы (Чаньянь). Установле­ние контактов и связей меж­ду странами, находившими­ся на всем пространстве от Рима до Китая, привело к активизации тогдашней ми­ровой торговли.

В III - первой половине IV в.в. положение стран Пере­дней Азии на путях мировой торговли подверглось существенным изменениям. С возникновением Византийс­кой империи эти маршруты стали ориентироваться на Константинополь, превра­щавшийся в крупнейший торговый и культурный центр на стыке Европы и Азии. Тогда, наряду с сирийским участком «Южной дороги», сформировалась новая кон­тинентальная магистраль, направившаяся через Экба­тану и Арташат в Константи­нополь.

В скором времени необ­ходимость дальнейшего со­кращения, выпрямления пути в Константинополь привела к тому, что стали использо­ваться дороги, проходящие через Рей (близ Тегерана), и дороги из Междуречья (Низибин) в Малую Азию (через Самосату). Дорога от Рея пошла по местам, где впос­ледствии возникли Казвин, Зенджан, Миане и Тебриз.

В IV-VI вв. между Византией и Ираном заключались соглашения, по которым об­мен товарами и, главным образом, китайским шелком, между персидскими и ви­зантийскими купцами произ­водился в специально отведенных местах - Низибине (река Тигр), Калинникуме (река Евфрат) и Арташате (река Араке), впоследствии его функции перешли к Дви­ну.

Оживление мировой тор­говли. наметившееся в V -начале VII вв., привело к от­крытию новых путей. Китайские источники того времени описывают три дороги: «Се­верную», «Среднюю» и «Южную». Последняя вела в Северо-западную Индию. «Се­верная дорога», минуя ставку тюркского кагана (близ озера Иссык-Куль), огибала Кас­пийское море и выходила к Причерноморью. Что касает­ся «Средней дороги», то она выходила через Цунлин (Памир), проходила через стра­ны Цао, Хе, Большую и Ма­лую Ань, Самарканд, Бухару, Мерв, доходила до Босы (Иран) и достигала Западно­го моря.

«Средняя дорога», отхо­дившая от Двина в Констан­тинополь, вела через Карин (Феодосиополь, Эрзерум), Колонию (Койли, Гисар), от нее в Никию (Езник), Амасию, Гангру и Ангрию (Анкюра, Анкара). Дорога в южном направлении проходила че­рез Хлат, Хлимар, Урфу Одесса) и Дамаск в Иеруса­лим, а оттуда в Александрию. Другая дорога вела в Басру через Нахичеван, Гандзак-Шахастан, Тизбон (Ктеси-фон), Аколию (Куфа). От Гандзака-Шахастана дорога от­ходила на Ниневию (Мосул), Мцбин (Низибин) и Урфу Одесса). На северо-восток дорога проходила через го­рода Восточного Закавказья с выходом к Каспийскому морю. Северо-западное от­ветвление от Двина вело к Фазису (Поти) и Диоскурии (Сухуми).[2]


[1] Озерова Н.Г. «Великий шелковый путь: формирование и развитие» (научно-методическое пособие). Т.: издательство ТЭИС. Стр. 2-8

[2] «Деловой партнер Узбекистана», 1999, 9 сентября

[3] Аскаров А.А. История народов Узбекистана. Т.: «Узбекистон», 1997, стр. 48

[4] Аскаров А.А. История народов Узбекистана. Т.: «Узбекистон», 1997, стр. 49

 

Категория: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ | Добавил: konan (12.11.2008)
Просмотров: 1569 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]