План: 1. Введение 2. Формирование и развитие Великого шелкового пути (ВШП): 2.1 Возникновение ВШП 2.2 Исторические направления Великого шелкового пути 2.3 ВШП и Кушанское царство 2.4 ВШП и Арабский халифат 2.5 ВШП и Чингизхан 2.6 ВШП и А. Темур 2.7 Программа «Шелковый путь» 2.8 Великий шелковый путь возрождается 3. Заключение Введение "Прокладывая дорогу в новое тысячелетие, мы протягиваем всем руку
дружбы и взаимопонимания, символизируя
это словами: безопасность, стабильность и устойчивость развития". И.Каримов. В истории человеческой цивилизации есть немало
примеров длительного взаимовыгодного культурного и экономического сотрудничества
между странами и народами с различными политическими, религиозными и
этническими традициями. Например, существовал легендарный путь "из варяг в
греки", довольно длительное время действовавший между Русью и
скандинавскими странами (Швеция, Норвегия, Дания). Известен в истории и соляной
торговый путь, который проходил по Африканскому континенту, пролегая в основном
через пустыню Сахару. Но самым
значительным, широко известным в мире являлся Великий шелковый путь, протянувшийся
от берегов Атлантического океана до берегов Тихого, пересекавший весь Азиатский
континент и соединявший страны Средиземноморья с Дальним Востоком в древности и
раннем средневековье. Это была не просто дорога или даже система дорог от
океана до океана, это был сложнейший культурно—экономический мост между Востоком
и Западом, соединявший народы в их стремлении к миру и сотрудничеству. Формирование и развитие Великого шелкового пути (ВШП) Возникновение ВШП Возникновение
Великого шёлкового пути относится ко II
в. до н. э. А сам термин "Великий шёлковый путь" был введён в
историческую науку учёными XIX столетия,
после того как в 1877 году немецкий
путешественник и историк К.Рихтгофен написал свою работу "Китай", в
которой он впервые и определил этот торговый путь по восточным странам
названием "шелковый путь". Следует
заметить, что еще задолго до образования Великого шёлкового пути на территории
Центральной Азии и Древнего Востока существовали пути, которые служили целям
войны и мира. По ним продвигались большие армии и малые отряды, разгорались
кровавые битвы, расположенные вдоль них города подвергались нападениям; в
мирное же время эти пути служили связующими нитями политической, торговой и культурной
жизни. Именно эту их функцию всегда ценили народы. Один из
древнейших путей —
"лазуритовый" — сложился еще в 3—2 тысячелетиях до н.э. Он начинался в горах
Памира, проходил через Иран до Передней Азии и Египта. Полудрагоценный камень лазурит
(ляпис-лазурь), добываемый в районе верхней Амударьи на Памире (в Бадахшане),
высоко ценился ювелирами древневосточных государств, таких как Шумер (Двуречье)
и Египет. При раскопках гробниц в них были обнаружены изделия из бадахшанского
лазурита. Другой
путь — знаменитая "царская
дорога" Ахеменидов — связывал в VI—IV вв. до н.э. малоазииские города Эфес и
Сарды на берегу Средиземного моря с одной из столиц Ирана и городом Сузы. Ещё
один путь вёл из Ирана через Бактрию, Согдиану, Ташкентский оазис и территорию
Казахстана до Алтая. В IV в. до н.э. Александр Македонский разгромил
армию последнего ахеменидского царя Дария и весной В течение
этого периода сохранялись связи между Средней Азией и культурами Индии и восточного
Средиземноморья. Около III в. до н.э.
стали устанавливаться контакты и с Китаем. Известно,
что Китайский император By Ди в Сведения
об обмене между Китаем и Средней Азией содержатся, в основном, в китайских хрониках
начиная с 1 в. до н.э. по VII— VIII вв. н.э. Ранние свидетельства повествуют о дарственных подношениях, которые
направлялись из стран среднеазиатского региона к
императорскому дворцу. Отсюда также посылались
дары, если Китай хотел привлечь на свою сторону кого-либо из
тамошних владетелей. Из среднеазиатских даров особенно ценились
знаменитые кони Давани, быстроногие скакуны,
которых китайцы называли "небесными", "крылатыми". А
ценились они потому, что в Китае существовала легенда: чтобы утвердить свою
божественность и достичь бессмертия император должен был вознестись на небо при
помощи упряжки неземных лошадей. Именно Чжан Цянь завёз в Китай
"небесных" коней. Этот предприимчивый путешественник вывез из Средней
Азии не только лошадей, но и корм для них —
семена люцерны. Вскоре посевы люцерны распространились по всему Китаю Постепенно
торговые отношения между Средней Азией и Китаем укрепляются. Каждый год императорский двор направлял по меньшей мере
пять миссий на запад в сопровождении нескольких сот стражников. Они везли с
собой шелк и металлические изделия, которые обменивали на лошадей, нефрит, коралл и другие товары
из Средней Азии. Китайские
изделия предназначались не только для Средней Азии. Значительная потребность в уникальных шелковых"
тканях била в Персии и в государствах к западу от неё. В Европе
считали, что шёлк растет на деревьях и что только китайцы знают секрет этой
культуры. В период Правления Августа Рим платил за китайский шёлк шерстяными
товарами, специями и стеклянными изделиями. У китайцев
же не было ни малейшего намерения опровергать легенды подобного рода, чем они
обеспечили себе монополию и экспорт этой дорогостоящей ткани. Парфяне, через
территорию которых осуществлялась торговля, точно так же не видели повода для
того, чтобы распространять что-либо о технических аспектах изготовления шёлка,
однако получали из торговли им значительную прибыль, как и многие последующие
династии, через земли которых проходили шёлковые пути. Первая
встреча римлян с этой тканью не увенчалась особой славой. Марк Мициний Красе,
член триумвирата, консул и римский наместник в Сирии, мечтал пройти по стопам
Александра Македонского и повторить его победы на Востоке. В Парфяне во
время сражения для видимости обратились в бегство для того, чтобы затем молниеносно
развернуться в седле и осыпать преследующих легионеров дождём из стрел — это был знаменитый парфянский выстрел. Кроме
того они неожиданно развернули огромные,
светящиеся и переливающиеся на
солнце знамена, напугав солдат настолько, что они сдались. Это стало одним из
самых тяжелых поражений Рима. А вышитые золотом знамена стали первыми шелками,
которые когда-либо видели римляне. Увиденная
однажды, эта ткань в последующие столетия повергла Рим в настоящую
"шелковую лихорадку": Эту прохладную ткань, "легкую как
облако" и "прозрачную как лёд", римляне назвали — "китайская вуаль". Караваны,
выходившие из Китая, направлялись к северным Тянь—Шаньским горам, пересекали
территорию Средней Азии, а затем через Хорасан (западнее Амударьи) попадали в
Месопотамию и к Средиземноморью. Протяжённость
Великого шёлкового пути составляла 12 тыс.
километров, поэтому мало кто из торговцев проходил всю шёлковую дорогу
полностью. В основном они старались путешествовать посменно и обменивать товары
где-то на полпути. На
протяжении Великого шёлкового пути в городах и селениях, через которые
проходили караваны, находились караван—сараи (постоялые дворы). В них имелись
худжры ("комнаты отдыха") для купцов и обслуживающего караван
персонала, помещения для верблюдов, лошадей, мулов и ослов, необходимый фураж и
провиант. Караван-сараи
являлись местом, где можно было продать и купить оптом интересный для купца
товар, а главное.—узнать последние коммерческие новости и, прежде всего, цены
на товары. Хорезм,
Согдиана и Фергана стали преуспевающими торговыми центрами. Шелковая дорога стимулировала потребность в
среднеазиатских товарах, таких как лошади и кормовые культуры, а также виноград
и хлопок. В городах ремесленники освоили новые виды ремесла: производство металлических
изделий, перенятого у Востока, и изделий из стекла — у Запада.[1] Исторические направления ВШП Являясь
условным названием, ВШП представлял собой сеть дорог, по которым в древности
и средневековье осуществлялись торгово-экономические связи стран Востока и
Запада, находившихся между тогдашними мировыми цивилизациями - Римской (Византийской) и Ханьской (Китайской)
империями. Охватив
практически весь Евразийский континент, включая нынешнюю территорию России. Закавказья
и Центральной Азии, широко разветвленная сеть ВШП разносила по свету мировые
религии, письменности к культуры. Этот путь, действовавший полторы тысячи лет,
сыграл огромную роль в сближении
двух континентов, во взаимном культурном обогащении многих европейских и азиатских
народов. На грани древней и новой эры торговые караваны чз Китая начинали свой путь от Чаньяни и
шли к Дукьхуа -городу на границе у
Великой стены. Отсюда маршрут расходился на два пути: северный и южный. «Северная
дорога» проходила вдоль южных склонов Тянь-Шаня и реки Тарим через Турфан и вела
в Кашгар, Алай, а оттуда - в Ферганскую
долину (Давань), среднеазиатское Междуречье (Самарканд, Мера), затем поворачивала
к низовьям Волги и Северному Причерноморью (по китайским источникам -Лисянь). Она оканчивалась в местных греческих
колониях. Эта дорога, однако, не была устоявшимся торговым маршрутом. Таким
маршрутом стала «Южная дорога»,
которая начала функционировать в Одна из
ветвей, в то время главная магистраль, вела в Селевкию-Ктесифон на Тигре и
далее по древней ахеменидской дороге (царской дороге Дария) в Междуречье
(Месопотамию) и Сирию. Ее терминалом была тогдашняя столица Сирии - Антиохия. Другая
ветвь отходила в Армению, ее тогдашнюю столицу Арташат. Она пролегала через
Гандзак-Шахастан (Газака), тогдашний центр Атропатены Мидийской (Малая Мидия,
нынешний Иранский Азербайджан). Далее дорога проходила по восточному побережью
озера Урмия и пересекала реку Араке у Джуги (Джульфа). Затем через Нахичеван
по левобережью реки Араке она выходила в Араратскую равнину. Протяженность
этой первой мировой трансконтинентальной торговой трассы превышала С древних
времен Тянь-Шань и территорию современного Кыргызстана пересекали три ветви
ВШП: Памиро-Алтайский путь. От Средиземного моря, пересекая Иран, караваны приходили
в большой город Мерв, Здесь путь раздваивался. Одни караваны шли в г. Термез,
переправлялись через Амударью, затем по берегу ее
правого притока Кызыл-Су поднимались на Алтайское нагорье. Здесь путь их лежал к удобному проходу Иркештам
и по течению реки Кук-Су направлялись В пределы Восточного Туркестана. Ферганский путь. Другие караваны из Мерва направлялись через Бухару и Самарканд к
Ходженту и приходили в Ферганскую долину. Далее на Восток путь вел по
предгорьям с обширными богатыми пастбищами. Караваны заходили в города Ош и
Узгенд. Затем вверх по реке Яссы предстоял трудный путь в Центральный
Тянь-Шань к г. Атбаши. Отсюда одни двигались на юг в пределы Восточного Туркестана,
а другие - на озеро Иссык-Куль к г. Барсхан. Чуйский путь.
В раннем средневековье он был самым оживленным. Караваны из Самарканда шли в
Ташкент. Затем вдоль предгорий Кыргызского хребта они приходили в Чуйскую долину.
Здесь с запада на восток тянулась цепочка городов, через которые проходили
караваны. Самыми крупными из них были Невакет и Суяб. Из Суяба через ущелье
Боом торговцы попадали на озеро Иссык-Куль. Вдоль его южного побережья, минуя
города Яр, Ход и Тон, караваны проходили в г. Барсхан (р-он Кайсары). Из
Барсхана было два пути. Один вел на север через перевал Сан-Таш в степи
Монголии и к кыргызам в Южную Сибирь. Другой через перевал Джуук в Центральный Тянь-Шань и
через перевал Бедель в Восточный Туркестан. Из Восточного Туркестана все пути
вели в Китай. В середине II в. н.э. Клавдий Птоломей дал описание
античного варианта ВШП. По нему дорога вела через Месопотамию
(Междуречье), Ассирию (Адиабена) и Мидию в Экбатану, оттуда поворачивала к
Кастийским воротам (горный перевал восточнее Рея), затем проходила через
Парфию в Гекатомпил, Арию (Герат), Бактру (Балх) и Маргианскую
Антиохию (Мерв). Путь, описанный Птоломеем, делился
на три отрезка: от переправы через реку Евфрат до Балха, от Балха до Каменной
башни и от нее до Серы (Чаньянь). Установление контактов и связей между
странами, находившимися на всем пространстве от Рима до Китая, привело к
активизации тогдашней мировой торговли. В III -
первой половине IV в.в. положение стран
Передней Азии на путях мировой торговли подверглось существенным изменениям. С
возникновением Византийской империи эти маршруты стали ориентироваться на
Константинополь, превращавшийся в крупнейший торговый и культурный центр на стыке
Европы и Азии. Тогда, наряду с сирийским участком «Южной дороги»,
сформировалась новая континентальная магистраль, направившаяся через Экбатану
и Арташат в Константинополь. В скором
времени необходимость дальнейшего сокращения, выпрямления пути в Константинополь
привела к тому, что стали использоваться дороги, проходящие через Рей (близ
Тегерана), и дороги из Междуречья (Низибин) в Малую Азию (через Самосату).
Дорога от Рея пошла по местам, где впоследствии возникли Казвин, Зенджан,
Миане и Тебриз. В IV-VI вв. между
Византией и Ираном заключались соглашения, по которым обмен товарами и,
главным образом, китайским шелком, между персидскими и византийскими купцами
производился в специально отведенных местах -
Низибине (река Тигр), Калинникуме (река Евфрат) и Арташате (река Араке), впоследствии
его функции перешли к Двину. Оживление
мировой торговли. наметившееся в V -начале VII вв., привело к открытию новых путей. Китайские источники того времени описывают
три дороги: «Северную», «Среднюю» и «Южную». Последняя вела в Северо-западную
Индию. «Северная дорога», минуя ставку тюркского кагана (близ озера
Иссык-Куль), огибала Каспийское море и выходила к Причерноморью. Что касается
«Средней дороги», то она выходила через Цунлин (Памир), проходила через страны
Цао, Хе, Большую и Малую Ань,
Самарканд, Бухару, Мерв, доходила до Босы (Иран) и достигала Западного моря. «Средняя
дорога», отходившая от Двина в Константинополь, вела через Карин
(Феодосиополь, Эрзерум), Колонию (Койли, Гисар), от нее в Никию (Езник),
Амасию, Гангру и Ангрию (Анкюра, Анкара). Дорога в южном направлении проходила
через Хлат, Хлимар, Урфу Одесса) и Дамаск в Иерусалим, а оттуда в
Александрию. Другая дорога вела в Басру через Нахичеван, Гандзак-Шахастан,
Тизбон (Ктеси-фон), Аколию (Куфа). От Гандзака-Шахастана дорога отходила на
Ниневию (Мосул), Мцбин (Низибин) и Урфу Одесса). На
северо-восток дорога проходила через города Восточного Закавказья с выходом к
Каспийскому морю. Северо-западное ответвление от Двина вело к Фазису (Поти) и Диоскурии
(Сухуми).[2] [1] Озерова Н.Г. «Великий шелковый путь: формирование и развитие» (научно-методическое пособие). Т.: издательство ТЭИС. Стр. 2-8 [2] «Деловой партнер Узбекистана», 1999, 9 сентября [3] Аскаров А.А. История народов Узбекистана. Т.: «Узбекистон», 1997, стр. 48 [4] Аскаров А.А. История народов Узбекистана. Т.: «Узбекистон», 1997, стр. 49 | |
| |
Просмотров: 1611 | |
Всего комментариев: 0 | |