ВШП и Кушанское царство В 1 в. н. э. на территории Средней Азии
образуется Кушанское государство, первым правителем которого был Кудзула
Кадфиз. Столицей государства, вероятно, был город на месте Дальверзинтепа, в долине Сурхандарьи. Во время правления
Кудзулы Кадфиза в состав Кушанского государства наряду с южными районами
Узбекистана и Таджикистана вошли Афганистан и Кашмир. В период правления Канишки (78—123 гг. н.э.) Кушанская держава расширяет
экспансию на Восток: укрепляет свои владения в Индии, столица государства была
переведена из Бактрии в Пешавар (на севере Индии)[1],
а Кушанское государство превратилось в огромную империю, занимавшую территорию
от Индии и Хотана до юга Узбекистана и Афганистана. Строятся новые города,
развиваются ремесла и устанавливаются торговые связи с Индией, Китаем и Римской
империей. В торговле особенно высоко ценились лошади из Ферганы. Именно в
Кушанский период широкий размах принимает международная торговля,
способствовавшая укреплению
Великого шелкового пути. Направление торговых связей определялось следующим
образом: на востоке — с Китаем, куда из
Средней Азии везли шерстяные ткани, ковры, украшения, лазурит и породистых
лошадей: а из Китая доставлялись шелковые ткани, железо, никель, меха, чай, бумага,
порох; на юге — с Индией, откуда вывозили
пряности и благовония. Путь в Индию был назван "висячим перевалом"
из-за узких, повисших на большой высоте, карнизов в горах; на западе — через Иран с Сирией и Римом, где китайский
шёлк ценился на вес золота; на севере —
через Хорезм с Восточной Европой.[2] Главная
дорога проходила через Дуньхуан, Хами, Турфан, Кашгар, Узген, Ош, Куву,
Андижан, Коканд, Самарканд, Бухару и Мерв (см.карту). В Мерве (современный
город Мары в Туркменистане) великий шелковый путь разветвлялся. Одна ветвь
вела через Хорезм на Волгу, в Восточную Европу. Таким образом товары из Китая,
Индии, Средней Азии достигали Руси: Киева, Новгорода, а позже и Москвы. В
Москве на рынке был особый, как его называли, "индийский" ряд, где
торговали в основном восточные, индийские купцы. Другая
ветвь шла через Балх и земли
современного Афганистана в Индию. Третья направлялась к Багдаду и далее к
Средиземному морю. Здесь товары перегружались на корабли и попадали в Египет,
Византию, Италию. Примечательно,
что кроме основных дорог Великого шёлкового пути существовали и примыкавшие к
ним караванные тропы. Известно, что существовал "золотой" путь. По
мнению А.Сагдуллаева, В.Костецкого, Н.Норкулова он был назван так из-за
сказочных богатств Кураминских и Алтайских гор, а
также реки Зарафшан и шёл в направлении к Папу и Заркенту, к поселениям рудокопов и стоянкам кочевников.
А по мнению А.Аскарова — это был путь в Сибирь, проходивший через Давань (Фергану) по побережью озера Иссык-Куль, по которому
возили золото. Но
вполне вероятно, что функционировали оба эти пути. Существовал
и так называемый "серебряный" путь, по которому шли караваны с
центрально-азиатским серебром в те государства, где его не хватало: через Хазарский каганат, Булгарское
государство —
в Киевскую Русь и страны Европы. Серебро, добываемое в рудниках Шаша и на горе Кухи—сим ("Серебряная гора"), шло на
чеканку монет. Судя по находкам серебряных монет – дирхемов — на территории России, Германии и
стран Балтики, они вывозились и как деньги, и как
товар. Торговля в
основном была меновая, деньги
служили лишь единицей счета. Купцы оценивали свой
товар в определенную сумму и меняли его
на другой товар такой же стоимости. С
караванами на Запад и Восток по Великому шелковому пути шли купцы, дипломаты,
искатели лёгкой наживы и приключений,
простые труженики — ремесленники и земледельцы,
а также паломники— пилигримы. Особенно много бродило по караванным путям
буддийских монахов и :служителей культа Будды. Их
движение не было бесцельным, по сути они осуществляли распространение религии.
Постепенно буддизм из Индии проникает и в страны,
расположенные вдоль Великого шёлкового пути. Временем активного проникновения буддизма в Среднюю Азию датируется известное
буддийское святилище Айртам (Северная Бактрия, II в.
н.э.). Особенно
сильный центр буддизма был обнаружен археологами при раскопках в Термезе, в местечке
Дальверзин-тепа. Здесь находится целый комплекс
храмов, посвященных Будде. Судя по раскопкам, это был мощный и весьма долговременный центр буддизма на юге Средней Азии, откуда началось широкое распространение этой религии по всей территории Средней
Азии, ставшей в период Кушанской империи
государственной религией. Затем по
караванному пути буддизм
постепенно распространился в Китай, далее двинулся в Японию, Юга—Восточную Азию и страны Индокитая. Сейчас мы
знаем, как глубоко внедрился буддизм во всех этих
странах. Особенно прочно он укоренился в Китае и Японии. То есть самая активная
и самая непосредственная роль в распространении буддизма
принадлежит именно Великому шелковому пути. Буддизм
был не единственным учением, попавшим в Среднюю Азию и Китай о Запада. Наряду с
зороастризмом здесь имели место несторианское
христианство и манихейство. Несторианцы
бежали в Среднюю Азию и Китай от преследований, которые начались, когда их
толкования христианских сюжетов были объявлены православной церковью в Сирии
ересью, в частности, они считали, что Иисус был рожден
человеком, а затем уж стал мессией (Христом). Китайцы
называли христианство "учением света" и отличали его от зороастризма,
который они обозначали как "учение огня". В Китае зороастризм не
получил широкого распространения и оставался большей частью религией
чужеземцев. Манихейство,
"учение о двух принципах", имело в противоположность этому большой
успех. Оно сочетает в себе элементы зороастрийских
и христианских религиозных представлений. Характерным также
является строгий дуализм, утверждаемый двумя
непримиримыми принципами Добра и Зла. Запрещенное в
Персии в III в.,
манихейство прочно обосновалось в Согдиане, а
начиная с VIII в. нашло многочисленных сторонников в Средней Азии среди
уйгуров. Период его расцвета длился вплоть до Х в.
Отношение китайцев к манихейцам большей частью
зависело от их отношений с уйгурами, а они, в свою очередь, были жизненно
важными для функционирования торговли на Великом шёлковом
пути. В период
после Х в. манихейство в западной части Центральной Азии было окончательно вытеснено
исламом, а в восточной части — буддизмом. Но этот
путь, соединявший многие страны, способствовал
только миграции религий, параллельно с этим шёл столь же активный
культурный взаимообмен, в том числе письменности и музыки. Средняя
Азия всегда отличалась своеобразием музыкального
искусства. А её выгодное географическое положение в период функционирования Великого
шёлкового пути способствовало
оживлению и в сфере её музыкальной жизни. Средняя Азия выступала не только
посредником, но и активным участником процесса музыкального взаимообогащения
народов. Политическая обстановка, сложившаяся в регионе,
в результате которой Средняя Азия, Восточный Туркестан и Северная Индия вошли в
государственное объединение Кушанской империи (I— IV вв.), государства эфталитов (V— сер. VI
вв.), Тюркского каганата (сер. VI— VII
вв.), способствовала установлению наиболее тесных контактов с восточными странами.
В этот период усиливается их этническая и культурная общность, укрепляются
связи с Китаем. В
монографии Э.Шефера "Золотые персики
Самарканда" приведены данные о
разнообразных дарах императорскому дворцу, а также о широкой торговле. Это
знаменитые среднеазиатские кони и собаки —
очевидно охотничьи, пользовавшиеся широким спросом
в придворной среде. С охотничьими забавами связан был привоз в Китай ловчих соколов, а также гепардов. Из Хорезма
поступали меха пушных зверей — соболей,
белок, лисиц, куниц, бобров, зайцев, ' привозились также выделанные шкуры
козлов, а из тюркских стран — войлочные
изделия и доспехи из лошадиной кожи. В Китае ценили иноземное вино, и хотя к VIII в. изготовление его уже было здесь
освоено, из Чача (Ташкентский оазис) в эту пору привозилось вино,
приготовленное "по иранскому способу". Из Тохаристана
доставляли лекарство "читрагандха" — средство от ран и кровотечений,
представлявшее смесь целебных смол и трав. В качестве лекарственных препаратов
упоминается "терновый мед" —
всем известная верблюжья колючка, сладкий сок которой обладает целебными
свойствами. Значение
Великого шелкового пути не исчерпывалось торговым обменом и оседанием вдоль его
магистралей тех или иных изделий в качестве посольских даров или предметов
рынка. Шелковый путь в огромной мере способствовал ретрансляции технологических
достижений. Так, шелководство и шелкоткачество, которые долгое время были
монополией Китая, в V—VI вв, продвинулись в Среднюю Азию, Иран и Византию.
И, наоборот, техника
изготовления стекла, поступавшего
из стран Средиземноморья, проникла в Иран и Среднюю Азию, а в V в. её освоили в Китае. Существует версия приобретения западным миром знаний об изготовлении
шёлка. Это произошло посредством того, что на современном языке можно было бы
назвать промышленным шпионажем. Китайская принцесса в 420 или 440 гг. должна была
выйти замуж за правителя Хотана и не хотела отказываться
от шёлка вдали от своей родины. Поэтому спрятав личинки . шелкопряда в своей прическе, она пронесла их контрабандой
в Хотан. Так началось изготовление шёлка за
пределами Китая, хотя поначалу и в малом объёме. Из Средней Азии в Византию
личинки шелкопряда, а вместе с ними основы изготовления шёлка, попали,
спрятанные в дорожном посохе несторианского монаха.
Таким образом была разрушена монополия Китая на производство шёлка. ВШП и Арабский халифат В VII в. н.э. на Аравийском полуострове
образовалось новое государство — Арабский
халифат, начавшее вести завоевания, благодаря которым уже в VIII в. н.э. оно занимало территорию от
берегов Атлантики до Средней Азии. Буддийские храмы
в Средней Азии были превращены в мечети. Арабский язык стал государственным и
литературным языком. Обязанность каждого мусульманина совершить в течение жизни хадж (паломничество) в священный
город Мекку помогала развивать пешеходные и торговые дороги. Базируясь сначала
в Дамаске, а затем в Багдаде новая империя добилась высоко развитой торговли между
Индией и Китаем, с одной стороны, и славянскими странами, Византией и Европой, с другой. Политические волнения
не нарушали торговой активности и культурных контактов в пределах
мусульманского мира. Мусульманские торговцы активно действовали на караванных
путях и утвердились в торговых центрах далеко за пределами их собственной
империи, Мусульманские коммерческие общины можно было найти от Испании до
Китая, а торговля между Китаем и Монголией перешла целиком в их руки. Власть
Арабского халифата в Средней Азии пала в конце девятого столетия. Период IX—XII вв. в Средней Азии в политическом плане
был периодом существования нескольких
централизованных государств — Саманидов, Караханидов, Газневидов, Сельджукидов
и Хорезмшахов. А что касается уровня культурного
развития, то период IX—XII вв. получил в
исторической литературе определение "восточного ренессанса". Относительное
спокойствие в этот период способствовало экономическому и культурному развитию
региона. К восточно-западной
торговле была добавлена интенсивная торговля с районами Волги через Хорезм. Самарканд
стал значительным городом Средней Азии. Рынки были переполнены товарами со всех
концов света: Персии, Индии, Китая. Огромным спросом пользовались шелковые и
хлопчатобумажные ткани Зарафшанской долины. А
медеплавильщики славились своими лампами и котлами.
Из Самарканда также вывозили стремена, удила, ремни, платки, орехи. Особенно
большое значение имело производство бумаги, секрет изготовления которой был
ранее известен только в Китае. По мнению
английского историка Хильды Хукхэм, секрет
изготовления бумаги был раскрыт самими китайскими мастерами — бумагоделами,
которые были захвачены в плен в битве при Таласе ( Бухара
славилась изделиями золотых дел мастеров. Значительное
место в её экспорте занимали также ковры, хлопчатобумажные
и шерстяные ткани, дублёные кожи, конские сёдла масла, конопля, сера, грецкие
орехи и, конечно, знаменитые бухарские арбузы и дыни. Область Шаша, или Чача, славилась в эту пору выделкой кож и
кожаных изделий, что обуславливалось прежде всего соседством с кочевой степью.
Из Шаша вывозились; высокие сёдла из лошадиной кожи, колчаны для стрел,
палатки; кроме того: плащи, молитвенные коврики, луки, иголки и ножницы. Торговая активность X—XII
вв. была особенно благоприятна для Хорезма: Этот
оазис в нижнем течении Амударьи, южнее Аральского
моря, выступал посредником в степной торговле между Волгой и кочевниками. От
главного города Хорезма Ургенча караваны могли
следовать до Отрара и затем в Китай, или же главная
дорога могла соединяться в Бухаре и вести к югу. Отсюда дорога шла на восток, в
Китай или же южнее через Гиндукуш в Индию. Известно, что Хорезм
"специализировался" на кондитерских изделиях из миндаля и
великолепных дынях, которые экспортировались упакованными в свинцовые формы со
снегом или льдом. Кроме того
особенно ценились Хорезмские луки, натянуть которые
могли только сильные люди; а также: лодки, рыбий клей, рыбьи зубы: не говоря уже о большом количестве рыбы, которая
вылавливалась в низовьях Амударьи и вывозилась в солёном виде. Купцы,
конечно, не могли вести караванную торговлю в индивидуальном порядке, так как
расходы на отправку даже самого небольшого каравана были значительны. Как и в предшествующие времена,
купцы были объединены в определенные торговые компании, ставившие целью ведение
торговых операций караванным путём. В торговых
операциях в Х в. часто использовались чеки
("чек" — персидское слово, обозначавшее в данном случае — "документ").
Можно было не возить с собой большие суммы денег, а дать их в каком-либо городе одному из достойных коммерческого доверия
саррафов (менял), взять
у него соответствующий документ — чек и,
по предъявлении его в другом городе, получить полностью сданную сумму. ВШП и Чингизхан Следует
сказать, что в периоды политических конфликтов трассы Великого шелкового пути
имели еще одну функцию, весьма неблагоприятную. Именно
Великий шелковый путь использовал в своих целях в XIII в. Чингизхан, покоряя народ за
народом. Но завоевание — это один из способов,
хотя и неблагоприятный, установления контактов между народами. Покоряя страны, подчиняя себе народы, завоеватели не
могли покорить жизнь. Жизнь всё равно продолжалась. Продолжал существовать и
Великий шелковый путь, хотя его торговые функции были ограничены, и он несколько
изменил своё направление. Когда
Чингизхан покорил Среднюю Азию, Хорезм разделился на две части; северную со
столицей в Ургенче, . которая
была включена в улус Джучи (владение старшего сына
Чингизхана) и впоследствии ставшая частью Золотой Орды (территория от Сибири до
Восточной Европы, правителем которой был внук Чингиз—хана — Берке): и южную — со столицей в Кяте,
ставшей частью чагатайского улуса (владение второго сына Чингиз—хана — Чагатая, территория
Средней Азии). Монгольское господство
стимулировало караванную
торговлю между Китаем и странами Средиземноморья. Но выгода от этой торговли доставалась
не Средней Азии, из-за её внутренних неурядиц, а Золотой Орде. Многие из караванов обходили
стороной Мавераннахр. проходя прямо к Волге
севернее Каспия, а оттуда
шли к Чёрному морю. Хорезм был южным отрезком на этом северном пути, он продолжал
играть роль связующего звена в региональном и межконтинентальном торговом
обмене. Крупным торговым центром был Ургенч, базары которого были переполнены. | |
| |
Просмотров: 1617 | |
Всего комментариев: 0 | |