Брахманизм

Брахманизм

Официальная наука относит этот период индийской религии к периоду VI в. до н.э. — X в. н.э. Это период характеризуется, с одной стороны, развитием религии арийских народов, сохранивших наследие и символы древних вед; древневедийские символы и божества постепенно связываются с различными кастами и образом жизни, характеризующим эти касты. С другой стороны, это период формирования основных философских идей Индии. Параллельно с брахманизмом возникают философские учения буддизма и джайнизма, отрицающие авторитет вед. Также этот период можно назвать этическим, т.к. здесь происходило формирование основных этических концепций индийской философии.

Боги брахманизма


Боги касты кшатриев (воинов)

Каста воинов появляется раньше брахманов. Воины-кшатрии являются подлинными аpистокpатами, давшими импульс зарождению индоевpопейской цивилизации. С этой кастой были связаны особые божества, которым воины посвящали все свои действия. Божества кшатриев не были лишь объектами культа, но являлись для воинов идеальными, небесными правителями.

Индра — владыка неба или небосвода, прототип воина-кшатрия. Основные его характеристики — храбрость, воинская сила и упорство. Он всегда вооружен стрелами, ездит на солнечной колеснице, а в руках держит молнию — свой основной атрибут. Кроме символизма бога войны он ассоциируется с Юпитером и Зевсом. Он победитель дракона Вритры, символизирующего хаотическую материю. Индра изображается двуруким (с молнией и луком в руках) или четырехруким (с двумя копьями в руках). Его священное животное — белый слон Айравата. Местом пребывания Индры считается гора Меру, центр земли.
Митpа и Ваpуна как олицетворение величия и царственности кшатриев владеют вселенским царством и поддерживают в нем порядок и закон. Будучи его хранителями, они за всем наблюдают и все поддерживают: от вселенского порядка и гармонии до клятв, обещаний и договоров между людьми. Они светятся на небе подобно звездам: Митpа — днем, а Варуна — ночью. Варуна подобен греческому Урану, он владыка физического мира и его изначальных принципов и законов существования, а также морали. Ваpуна — это владыка ночного неба, атмосферы и воды. Ветер — его дыхание, а звезды — его глаза. Он связывается с Луной и Сомой, а также с Ямой (богом умерших). Обычно его изображают в образе белого человека верхом на драконе Макаpа с бичом в pуках.

Боги касты брахманов (жрецов)

Агни — это огонь в самом глубоком смысле этого слова. Говорится, что он родился благодаря трению двух кусков дерева; это огонь, рождающийся из сухого дерева, огонь, который символизирует дух, возникающий из пепла персоны. Его матерью является Майя — иллюзия, а отцом Вишвакарман, великий Строитель, великий Зодчий и Писец. Агни — вестник, посредник между богами и людьми, покровитель человечества и очага. Он хранитель бессмертия. Его изображают в виде красного человека, с тремя ногами и семью руками, с черными глазами и волосами, из его уст выходят пламенные языки, а из тела исходит семь лучей света. Он ездит верхом на деревянном баране (материальная субстанция тела, является опорой огненного духа). Атрибуты: секира, дерево, мех, веер, факел и жертвенная ложка. Благодаря символизму огня Агни связывается с чистотой в самом глубоком и возвышенном значении этого слова.

Сома. Он происходит и черпает свою силу из священного растения, которым, как особой приправой, пользовались при жертвоприношениях. Сома символизирует нектар и амброзию богов — напиток бессмертия, он олицетворяет силу вдохновения и справедливой награды. Также он связывается с Луной.

Савитар. Символизирует огненное движение — проявляющееся как распространение солнечных лучей, он движет воздух и воду. Его изображают с золотыми глазами, руками и золотым языком. Он ездит в белой колеснице, запряженной сияющими конями, и изображается с простертыми в жесте солнечного благословения руками.

Сурья. Обычно отождествляется с солнцем. Его изображают в образе человека темно-красного цвета, имеющего три глаза и четыре руки. В двух руках он держит желтые лотосы, третьей благословляет, а четвертой воодушевляет поклоняющихся ему.

Ушас — богиня зари. Ездит на колеснице, которую влекут коровы (или лошади) розового цвета. Ее изображают в образе очаровательной молодой девушки. Ушас разгоняет тьму и освещает мир, пробуждая его.

Метафизические концепции брахманизма

Брахман — древнее обозначение Высшего духа, единого бесполого начала, Первопричины, вечной и неизменной Первоосновы, предшествующего Брахме, который является божеством мужского рода. Брахман можно сравнить со священным звуком АУМ, являющимся звуковой вибрацией, породившей Вселенную и пронизывающей все сущее.

С Брахмой связываются великие космические циклы, носящие название Вдох Брахмы (активное состояние, манвантара) и Выдох Брахмы (пассивное состояние, пралайя), каждый из этих великих периодов состоит из 14 кальп. Каждая кальпа, в свою очередь, состоит из 1000 махаюг, а каждая махаюга делится на 4 периода-юги.


4 югиМахаюга4320 000
1000 махаюг1 кальпаДень Брахмы
1000 махаюг1 кальпаНочь Брахмы
14 кальпМанвантараАктивное состояние Вселенной
14 кальпПралаяПассивное состояние Вселенной

НазваниеПродолжительность
в божественных годах
Продолжительность
в человеческих годах
СтихияВек
Калиюга1000432 000ЗемляЖелезный
Двапараюга2000864 000ВодаБронзовый
Третаюга30001 296 000ВоздухСеребряный
Критаюга
(Сатьяюга)
40001 728 000ОгоньЗолотой

В конце великого цикла Брахма сворачивает весь мир до изначального хаоса и начинает заново создавать и ставить все на свои места.

Пуруша и Пракрити. Когда Единое начинает свое циклическое проявление, оно принимает разные формы. Одна из них Праджапати — Владыка всего сотворенного, который, основываясь на двух своих принципах — Пуруше и Пракрити, Духе и Материи, — порождает всех существ.

Яма — владыка невидимого мира. Будучи наставником и судьей людей, он выполняет функцию психопомпа — проводника душ умерших.

Атман — универсальный принцип сознательного бессмертия. В «Ригведе» атман означает «ветер»; подобно дыханию, он проникает в каждое живое существо и становится Атмой. Это творческая суть души, свет внутри сердца, внутренний правитель; аллегорически изображается как правящий колесницей, где сама колесница — тело, поводья — разум, кони — чувства, дорога — то, что воспринимают наши чувства.

Дхарма — закон существования.

Сансара. В упанишадах — перевоплощение Атмана в разных телах, круговорот жизней и смертей. В индийской философии основополагающее значение получает освобождение от колеса сансары, поиск пути освобождения. Поэтому все познание — о Вселенной, о законах сотворения мира, о циклах природы, необходимо, в первую очередь, с этой целью.

Карма. В упанишадах переводится как «деяние» — принцип причинно-следственной связи. Карма связывается с понятием сансары.

Мокша. «Освобождение», избавление от уз сансары.
Категория: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ | Добавил: konan (07.07.2009)
Просмотров: 2159 | Рейтинг: 4.3/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]