О религиозных верованиях периода разложения
первобытно общинного строя и складывания государства в Индии дают представления
Веды. Беспомощность человека в борьбе с могучими силами природы вела к
обожествлению её сил и явлений. Богами неба считались Дьяус или Варуна; богом
огня - Агни; богами солнца - Сурья, Савитар, Пушан, Митра, Вишну; богами грозы
- Индра или Рудра; богом дождя - Парджанья; богом ветра - Вайю и т.д. Женские
божества ( богиня Адити - мать богов, Притхиви - Земля, Ушас - заря, Сарасвати
- богиня мудрости и одновременно священная река того же наименования в
Восточном Пенджабе и т.д. ) играли в ведической религии второстепенную роль.
Помимо богов - подателей благ, были боги, приносящие людям вред, например Шушна
и Вритра, олицетворявшие засуху. Значение того или иного божества и его
культа в процессе исторического развития заметно менялось. Так, Рудра,
считавшийся покровителем охотников, превратился в покровителя скотоводства;
одно из солнечных божеств - Пушан - стало покровителем пастухов и земледельцев. Культ состоял из жертвоприношений богам (
в древнейший период иногда и человеческих ) и магических действий. По мере
складывания патриархальной семьи возникал культ предков ( "отцов" ).
Сначала культовые действия отличались простотой; не было ни специальных
помещений, ни профессионального жречества, как впоследствии. Культовыми
действиями руководил вождь племени или глава общины, а в патриархальной семье -
её глава. Участниками культовых действий были все члены племени, общины, семьи.
Праздники приурочивались к началу периода дождей, окончанию сбора урожая, к
окончанию успешного военного похода и т.д. На этих праздниках произносились
гимны в честь богов; гимны эти сочинялись племенными поэтами - риши. Из
сохранившихся от этого периода гимнов и состоит Ригведа. При жертвоприношениях
происходило возлияние сомы - пьянящего напитка, который также был
объектом поклонения как бог Сома, одновременно бывший и богом Луны. Никакой
иерархии богов в тот период ещё не существовало. В период складывания классового общества
происходило изменение прежних верований первобытной общины. В этот период
религия начинает использоваться для оправдания общественного неравенства.
Складывающиеся на земле новые общественные порядки получают своё отражение в
религии; так, бог Варуна становится верховным божественным судьёй, бог Индра -
вождём и раджей богов и т.д. Возникло учение о "потустороннем мире",
согласно которому люди добродетельные ( с точки зрения господствующей классовой
морали ) попадают в царство богов, где будут вкушать жертвы, приносимые людьми,
а люди грешные будут низвергнуты в царство вечной тьмы. Многочисленные религиозные учения раннего
рабовладельческого общества в Индии в первые века I тысячелетия до н.э. имеют
много общего и обычно объединяются под общим название брахманизм.
Сущность брахманизма как религии, освещающей общественное неравенство, видна из
основ его вероучения, сложившегося в окончательном виде уже в середине I
тысячелетия до н.э. Страдания, бедствия людей объявляются в брахманизме
несущественными, поскольку весь мир явлений - это только иллюзия - майя.
Единственно реальным является существование брахмы - мирового духа,
безличной и бескачественной божественной силы. Примитивное анимистическое представление
об одушевлённости окружающей человека природы и о возможности переселения души
после смерти человека из одной телесной оболочке в другую было использовано
жрецами-брахманами для создания учения о карме, т.е. о возмездии.
Согласно этому учению, душа каждого человека после его смерти возрождается в
телесной оболочке другого человека, занимающего либо боле высокое либо более
низкое общественное положение. По верованиям брахманизма, это происходило в
зависимости от того, насколько точно человек в своём поведении следовал дхарме
- закону образа жизни, якобы предписанному свыше для людей каждой общественной
категории. В случае отхода от дхармы душа человека может возродиться в теле
животного, даже самого нечистого и презренного, учили жрецы. Таким образом, учением
о карме ответственность за страдания и бедствия трудящихся в классовом обществе
перекладывалась на них самих, так как их настоящее угнетённое положение
объявлялось воздаянием за греховное поведение в предшествующем жизненном
состоянии. Самое большое, на что угнетённый мог рассчитывать, это на посмертное
возрождение его души в телесной оболочке человека более высокого общественного
положения в случае неуклонного исполнения дхармы, предписанной ему
господствующей идеологией. Основным в дхарме для трудящегося и порабощённого
были безропотный труд, безусловная покорность, уменье довольствоваться своим
общественным и материальным положением, отсутствие "зависти" к
знатным и богатым. Брахманизм освящал рабовладельческое
государство, как установленный богами институт, освящал носителей
государственной власти, сословное деление общества и т.д. Постепенно вработался
сложный религиозный ритуал, знания которого можно было достичь только многими
годами ученичества; исполнение обязанностей жреца к тому времени стало
профессией. Жрецы-брахманы, как хранители священного знания, при помощи
которого, как они утверждали, они могут заставить даже богов действовать в
угодном им духе, претендовали на особую привилегированность своей варны. Веды
остаются священными книгами также и в брахманизме; они канонизируются. Язык, на
котором были составлены Веды ( ведийский санскрит ), бывший в период второй
половины II тысячелетия до н.э. одним из диалектов племён Пенджаба, оказался,
таким образом, законсервированным, тогда как разговорный язык продолжал
развиваться. Вместе с тем брахманизм отражал
примитивный характер существовавших в первые века I тысячелетия до н.э.
рабовладельческих отношений. В брахманизме ещё не сложилось единой иерархии
богов, высшее божество так и не определилось, и в различных частях Индии
высшими божествами считались различные боги. Такая роль приписывалась,
например, богу Шиве. В его культе, по-видимому, слились различные по своему
характеру религиозные верования. Он считался воплощением разрушительных сил
природы и вместе с тем был связан с древнейшими в Индии племенными культами
плодородия. Другим высшим божеством считался Вишну - бог-хранитель всего
существующего, который в ведическом пантеоне был второстепенным солнечным
божеством. В брахманском богословии были попытки поставить во главе богов
Праджапати (позднее чаще называющегося Брахмой ) как бога-творца всего
существующего. Но культ Брахмы, чуждый народным верованиям, так и не приобрёл
широкого распространения. По мере того, как рабовладельческие отношения распространялись на всё большую территорию, на которой общественное устройство приобретало форму деления на четыре варны, там распространялся брахманизм, воспринимались сложившиеся в верхней части долины Ганга формы религиозного культа, признавалась святость Вед; получал распространение, как язык жречества, ведийский санскрит, в несколько изменённом виде становившийся одновременно общим литературным языком разноплеменной Индии. Источник: http://allhistory.narod.ru/ | |
| |
Просмотров: 2214 | | |
Всего комментариев: 0 | |