Эллинской цивилизации была свойственна особая
экономическая система. Само слово “экономика” греческого
происхождения - оно обозначало “домашнее хозяйство”. Основой экономики эллинов была верховная собственность полиса на землю. Полис распределял земли среди своих граждан, контролировал
использование земли, мог изымать земельные владения за бесхозяйственность и
расточительность; земельные владения не подлежали отчуждению и дроблению при
передаче по наследству. В то же время, у эллинов развивалась частная
собственность на постройки, движимое имущество, скот, рабов, однако и здесь не
было полной свободы отчуждения, и передвижение собственности находилось под
контролем полиса, в особенности, если имущество переходило из рук эллинов в руки метэков, или иностранцев. Известно, что многие выдающиеся деятели
культуры, например, Геродот и Сократ, привлекались к суду за
распродажу своего имущества и значительные расходы на путешествия. Эллада принадлежала к числу тех немногих
стран, прогресс которых строился не на земледельческой экономике, но на торговом
обмене. Еще в XVI в. до н. э., до завоевания
дорийцев, в Элладе получил хождение
унаследованный от критян денежный эквивалент-талант. В VIII в. до н.
э., одновременно с алфавитом, в Элладе появилась первая монета - драхма, с выбитыми на ней знаками полиса
и гарантированным весом. Сами по себе деньги были изобретены в Лидии,
малоазийском царстве, но именно в Элладе они
получили особое развитие. Появилось ростовщичество, ссуда денег под процент.
Возникло искусство накопления денег, основанное на способности денег давать
прирост, или новые деньги; позднее это искусство будет названо Аристотелем “хрематистикой”. Воспроизводство политического, социального,
экономического опыта, его передачу из поколения в поколение обеспечивала
система образования. Эллинская школа оформилась в классический период. Само
слово “школа”
означает – досуг. Различались школы начальной, средней и высшей
ступени. В школах начальной ступени обучались дети 7-12 лет; они постигали
чтение, письмо, основы счета, занимались музыкой и спортом. Школы средней
ступени - эфебии, иногда гимнасии, предназначались для юношей
12-18 лет; в них изучались гимнастика,
грамматика, риторика, декламация. Одну из первых школ высшей
ступени основал Пифагор (582- Близкую по характеру, но с
уклоном в естественные науки, школу представлял собой Ликей, основанный Аристотелем
(384- Все указанные учреждения были
доступны только для полноправных граждан и их сыновей. Для метэков, периэков и прочих неэллинов они были закрыты. Исключение
составляли только Афины, где в одном
из пригородов была создана киниками
школа для переселенцев - Киносарг,
которая была свободной и бесплатной. Она была альтернативной не только в
социальном смысле, но и по содержанию образования. В Киносарге осваивалась философия
кинизма, критиковавшая традиционные ценности эллинского полиса. Эллинская цивилизация не только
выработала основные образовательные институты, дошедшие в модифицированном виде
до настоящего времени, но и создала науку как таковую и сформировала важнейшие
отрасли научного знания. Основателем науки нередко называют Фалеса Милетского (625- В Элладе возникла философия
как самая абстрактная наука о природе, обществе и человеке. Ее истоки восходят
к VI в. до н. э., к деятельности софистов, мудрецов – тому же Фалесу
Милетскому, Гераклиту Эффескому, Пифагору, Анаксимандру. Эллада стала родиной геометрии
и математики. Фалес и Пифагор сформулировали первые теоремы.
Последователи Пифагора открыли
иррациональные числа. Евдокс разработал теорию пропорций и начал применять
буквы для обозначения геометрических фигур, заложив основы геометрической алгебры. Эвклид систематизировал знания по геометрии и математике в
своем трактате ”Начала”; Диофант занимался решением уравнений и алгебраическими счислениями.
Элладе обязана своим становлением физика. Здесь нужно указать
на открытия Архимеда; он ввел понятие
центра тяжести, разработал методы его определения; он сформулировал законы
рычага; не случайно Архимеду
приписывают фразу: “Дай мне точку опоры,
и я сдвину Землю. Достаточно обширные познания небесной сферы были
известны уже предшественникам эллинов,
но только в Элладе они приобрели характер
рациональной теории; именно у эллинов
возникли теоретическая астрономия и само обозначение науки о небесных светилах.
Гицет (V в. до н. э.) и Экфант
(IV в. до н. э.) разработали геоцентрическую концепцию,
согласно которой Земля находится в центре вселенной, и вокруг нее вращаются
Солнце, Луна и другие светила. Аристарх
предложил совершенно иную, гелиоцентрическую концепцию, по которой Солнце
является центром вселенной, а Земля, как и другие светила вращаются вокруг
Солнца. Апполоний из Перги (+ В Элладе
сложилась и география. Пифей Массалийский (+ Только в Элладе зародилась
наука о прошлом – история, само
обозначение которой должно осмысляться как “исследование”. Геродот составил историю
народов Средиземноморского мира; Фукидид
ввел понятие “закона истории”, приемы исторической
критики. Эратосфен предпринял
исследование в области исторической хронологии, использовав египетские папирусы; он установил даты Первой Олимпиады, Троянской войны; он изобрел новый календарь в 365 дней и с
високосным годом. Нельзя не сказать и о медицине, освобожденной от магических
представлений и основанной на опыте. Ее подлинным основателем стал Гиппократ. Медицина должна была способствовать сохранению здоровья, красоты и
продлению жизни. Эрасистрат
сделал открытия в физиологии, описав
функции органов. Можно, без преувеличения, утверждать, что некоторые
другие науки, считающиеся достоянием современности, зародились в Древней
Греции. Например, политология, определенно, ведет свое начало от “Политии” Аристотеля,
который создал учение о формах политического устройства. Говоря о науках, нельзя не
отметить достижений эллинов в
технике. Еще до вторжения дорийцев эллинам был известен патронный
винторезный токарный станок, на котором можно было вытачивать цилиндры, шары,
конусы. Архимеду были хорошо известны
винты, блоки, лебедки, зубчатые передачи; он прославился изобретением
ирригационных и военных машин; он впервые стал использовать болт. Его
последователь Ктесибий (II в. до н. э.) создал зубчатое колесо, счетчик
оборотов; усовершенствовал водяные часы, которые могли отмечать время боем и
движением фигур; он изобрел гидравлический насос и создал множество механизмов для
извлечения вина из бочек, воды из подвалов, гноя из ран и т. п. Но пожалуй,
самым выдающимся инженером Эллады был
Герон Александрийский (150- Технические достижения эллинов широко использовались в архитектуре.
Они значительно продвинулись вперед в технологиях обработки камня, мрамора. Они
выработали основные архитектурные формы, до сих пор применяемые в
строительстве. Они изобрели ордер – способы соединения несущих и несомых частей
в архитектуре, которые и сегодня являются неотъемлемыми признаками европейского
города. Эллины разработали все
основные архитектурные элементы от фундамента до кровли, на века создав
своеобразную строительную азбуку. Изобретение алфавита
дало колоссальный толчок развитию литературы и поэзии. Поэзия в Элладе была всеобъемлющей:поэтами были военачальники и политики, жрецы и
законодатели; стихами были записаны законы и научные трактаты. В VIII в. до н. э. возник греческий алфавит, а уже в VII в. до н. э.
мы застаем в Элладе блестящую поэзию,
разнообразие поэтических форм и жанров. Самым талантливым был Архилох (704- Апогеем расцвета эллинской
цивилизации стало время Александра
Македонского (336- Источник: История древнего мира. Курс лекций. М. 2002. 340 с | |
| |
Просмотров: 2950 | |
Всего комментариев: 0 | |