Ксенофонт (ок. 444 — ок.
356 до н.э.) — древнегреческий историк и писатель Ксенофонт был крупнейшим
греческим историком после Геродота и Фукидида. Его называли аттической Музой и
аттической пчелой, подчеркивая тем самым прекрасный греческий язык, на котором
он писал свои произведения, и необычайное трудолюбие этого историка и писателя.
И если Геродот и Фукидид оставили потомкам только по одному произведению,
которые прославили их имена, то из-под пера Ксенофонта вышло более десятка
творений, различных по тематике. Сведения о жизни
Ксенофонта приходится искать в основном в его собственных сочинениях, и хотя
существует его биография, составленная Диогеном Лаэртским, она дает лишь
немногие и часто малодостоверные факты. Отрывочность и краткость сведений не
позволяет восстановить полную реальную биографию Ксенофонта, но основные
события его жизни и деятельности вполне могут быть установлены. Диоген Лаэртский начинает
биографию Ксенофонта словами: «Ксенофонт был сыном Грилла, афинянином, по дему
— эрхийцем». И это все о его происхождении. Ряд более поздних историков на
основании косвенных источников по социальному происхождению относят Ксенофонта
ко второму афинскому сословию — сословию всадников. Но источники также
подтверждают, что Ксенофонт получил традиционное аристократическое образование
и воспитание, что он входил в кружок Сократа, объединявший виднейших
представителей олигархически настроенной молодежи, что симпатии Ксенофонта
всегда были на стороне Спарты, ее режима правления и таких спартанских
государственных деятелей, как Клеарх и Агесилай. Если все это принять во
внимание, то с большей долей вероятности можно утверждать, что Ксенофонт по
своему происхождению принадлежал к аристократии. Его жизненный путь можно,
условно, разделить на три периода. К первому периоду относится время от
рождения до участия в военном походе Кира Младшего. Активная военная и
политическая деятельность, участие в походе греческих наемников в Персию, а
также пребывание на спартанской службе составляют второй период жизни
Ксенофонта. Последний, третий, период он провел в Скиллунте и Коринфе,
занимаясь хозяйством и литературной деятельностью. Во временном отношении
наиболее продолжительным, но наименее известным, был первый период. Родился
Ксенофонт в Афинах. Годом его рождения можно приблизительно считать 444-й до
н.э., или чуть ранее, основываясь на его собственных произведениях. Так, он
пишет, что принимал участие в сражении при Делии в Беотии и был спасен
Сократом. Исходя из того, что сражение это произошло в 424 году до н.э., а
молодые люди несли воинскую службу только внутри Аттики, к 424 году до н.э.
Ксенофонту было не менее 20 лет, что и позволяет приблизительно установить год
его рождения, который подтверждается и другими вычислениями. Подобным же
образом устанавливается и год его смерти — около 356 года до н.э. В своем родном городе
Ксенофонт получил блестящее аристократическое образование и был воспитан в духе
ненависти к демократии и преклонения перед олигархическим режимом Спарты.
Большое влияние на него оказало знакомство с Сократом. История сохранила
рассказ о том, как Ксенофонт познакомился со своим будущим учителем. Однажды,
встретив в узком переулке Ксенофонта, Сократ загородил ему дорогу палкой, а
затем спросил, где можно купить съестные припасы. Ксенофонт ответил и решил
пойти дальше. Но Сократ снова преградил ему путь и спросил, где люди делаются
добродетельными. На этот вопрос Ксенофонт ответить не мог. Тогда Сократ сказал
ему: «В таком случае иди за мной и учись». Вскоре Ксенофонт вошел в
кружок Сократа и, став его слушателем, вел литературные записи бесед своего
учителя, которые позднее использовал при написании своих трудов. Молодость Ксенофонта
пришлась на годы Пелопоннесской войны, войны между Афинами и Спартой за
главенство в Греции. В эту войну был втянут практически весь мир греческих
полисов. О Пелопоннесской войне потомкам поведал Фукидид, доведя описание
событий до 411 года до н.э. Спустя много лет именно Ксенофонт продолжил
описание дальнейших событий этой войны в «Греческой истории». Он описывал
события как очевидец, принимая участие в военных действиях, но не на командных
постах. Война помогла ему приобрести боевой опыт, который пригодился в
дальнейшем. В Афинах во время войны шла ожесточенная внутриполитическая борьба,
и победы той или иной партии были тесно связаны с военными удачами или
поражениями. В это время происходило и формирование мировоззрения Ксенофонта.
Происхождение, влияние Сократа и его кружка, участие в войне и политических
событиях — все это сделало Ксенофонта ярым противником демократии. Считая
спартанское общественное устройство совершенным, он приписывал именно ему
победу Спарты в войне. Нельзя сказать, что Ксенофонт не любил родину, Афины, но
он никогда не смог простить афинской демократии, ее лидерам поражения в войне и
гибели своего учителя Сократа. После заключения
унизительного для Афин мира в 404 году до н.э. власть в Афинах перешла к
олигархам. В историю этот период вошел как время правления 30 тиранов. Период
этот был кратковременным — очень скоро сторонники олигархов и демократов начали
вооруженную борьбу между собой и, несмотря на контроль и помощь Спарты,
олигархи потерпели поражение в этой борьбе. В Афинах был заключен гражданский
мир с восстановлением демократии. У Ксенофонта это не вызвало восторга, а в
возможность гражданского мира он просто не верил. И был прав. Во время
правления 30 тиранов он служил в коннице, естественно на стороне олигархов. Сам
Ксенофонт не поддерживал крайних мер в борьбе со сторонниками демократов. Он с
большой долей симпатии относился к Ферамену, одному из тридцати тиранов,
который открыто выступал против политики репрессий, проводимых олигархами, за
что и был казнен. Придя к власти, демократы старались любым способом избавиться
от олигархов и их сторонников. Поэтому, когда спартанцы попросили у Афин
военной помощи для борьбы с персами в Малой Азии, демократы, как пишет
Ксенофонт, «послали тех, кто служил в коннице в правление тридцати, полагая,
что для демократии будет благом, если они вдали от родины погибнут». В 401 году
до н.э. Ксенофонт покинул Афины и больше никогда уже не возвращался туда. В его
жизни начинается новый, второй, период. Поводом покинуть Афины
послужило письмо, полученное Ксенофон-том от своего друга, беотийца Проксена,
который служил у царевича Кира Младшего. Проксен, по просьбе Кира, набирал
войско для военной экспедиции. Он обещал Ксенофонту в случае его приезда
содействовать его дружбе с Киром, который для самого Проксена стал «дороже
отчизны». Ксенофонт с радостью принял предложение, надеясь на службе у Кира
прославиться и разбогатеть. Зачем Кир набирал наемников, Ксенофонт даже не
задумывался. Но Сократ предупреждал его о том, что не следует доверять Киру,
который выступал на стороне противника в годы Пелопоннесской войны, говорил,
что эта дружба может повредить репутации Ксенофонта в Афинах. Но решение было
принято, и Ксенофонт покидает Афины. Об истинных мотивах
экспедиции Кира, вероятно, знали только самые посвященные. Еще в 424 году до
н.э. в Персии царствовал Дарий II Нот. У него было двое сыновей: Артаксеркс и
Кир. Кир был любимым сыном матери их, Парисатиды. Она очень хотела сделать
наследником престола Кира, который был младшим из братьев, но Дарий
распорядился иначе. Когда Кир достиг 17-летнего возраста, отец сделал его
сатрапом, то есть правителем области, занимавшей большую часть Малой Азии, а
Артаксеркса назначил наследником престола. Лишь только Дарий умер,
Кир сразу был обвинен в заговоре против брата, вступившего на престол. Он не
избег бы смерти, если бы мать не выпросила своему любимцу помилования и не
отправила его обратно в сатрапию. Вернувшись туда, Кир
немедленно приступил к тайной организации нового заговора, но действовал очень
осторожно. Распустив слух, что соседний сатрап Тиссаферн имеет замыслы против
греческих городов в Малой Азии, он стал собирать новый отряд греческих солдат
для их защиты. С этой целью он поручил спартанцу-эмигранту Клеарху, Проксену и
другим искателям приключений, собравшимся при его дворе, набирать для него
войско под предлогом похода против Тиссаферна — все истинные замыслы были
тщательно скрыты. Сам «великий царь» Артаксеркс находился в полном неведении относительно
намерений брата: он думал, что один сатрап собирается воевать с другим, что
случалось нередко, поэтому наемники и не заслуживали его внимания. О том, что произошло в
дальнейшем, мы знаем из «Анабасиса» Ксенофонта. Вероятно, во время похода Ксенофонт
вел записи, так как в «Анабасисе» присутствует изобилие подробностей, имен и
даже точное расстояние между населенными пунктами по пути следования войска
Кира. Отряд греческих наемников составил в нем 13 тысяч человек Весной 401 года до н.э.
Кир выступил в поход против Артаксеркса. Дойдя беспрепятственно до деревни
Кунакса (недалеко от Вавилона), его войско встретилось с войском Артаксеркса. В
происшедшем здесь сражении Кир был убит, но греческое войско одержало победу.
Со смертью Кира для греков исчезла и цель похода. После сражения персы
пригласили греческих военачальников к себе как бы для переговоров, но отправили
их к Артаксерксу, который повелел их казнить. Греческие наемники рассчитывали
на щедрое вознаграждение в случае победы, но остались и без денег, и без
предводителей. Надо было возвращаться в Грецию, от которой они были очень
далеко, а обратный путь пролегал по территории противника. Они решили с оружием
в руках проложить себе дорогу в Малую Азию и возвратиться на родину, выбрав
себе новых предводителей, в числе которых, и притом одним из главных, стал
Ксенофонт. Греческая армия начала
обратный поход. Отбиваясь от войск персидского царя, ежедневно преодолевая
сопротивление местных племен, неся большие потери, греки упорно продвигались к
южным берегам Черного моря. После восьмимесячного пути, потеряв около трети
своего состава, они достигли греческого города Трапезунда. Позволив себе
длительный отдых, наемники снова двинулись в путь — к Армене. Два месяца шли
греки до Арме-ны, и два месяца Ксенофонт стоял во главе войска. Затем, вплоть
до прибытия в Византии, он постоянно находился на командной должности, либо над
всем войском, либо над большим самостоятельным отрядом. Используя положение
фактического главнокомандующего, Ксенофонт дважды за время похода пытался
склонить своих соратников остаться в Понте и основать новое поселение.
Вероятно, он рассчитывал на то, что сможет оказаться во главе администрации
нового города и таким путем осуществить честолюбивые надежды, которые ранее связывал
с участием в экспедиции Кира. Но наемники не желали оставаться в Понте и
стремились скорее попасть домой, так что мечтам Ксенофонта сбыться было не
суждено. Достигнув Фракии, большая
часть наемников поступила на военную службу к фракийскому царю Севфу. Царь уже
неоднократно вел переговоры с Ксенофонтом, возглавлявшим греческое войско. В
это время Спарта не желала обострять отношения с персами и по их просьбе
согласилась выдать уцелевших греческих наемников Кира персидскому царю. Была
даже сделана, правда неудачная, попытка захватить Ксенофонта. В такой ситуации
для греков было лучше поступить на службу к фракийцу, чем достаться персам.
Севф обещал предоставить Ксенофонту убежище, если тот подвергнется
преследованиям со стороны Спарты, и передать часть своих владений в
благодарность за помощь в династической борьбе. Свои обещания Ксенофонт и его
воины выполнили, Севф — нет. Но политическая ситуация
вновь изменилась. Спарта начала войну с Персией. Во Фракию прибыли посланцы
спартанского командующего Фиб-рона, чтобы пригласить бывших наемников Кира на
службу. Под командованием Ксенофонта в то время оставалось всего 6 тысяч
человек, а сам он собирался ехать в Афины. Он пишет, что близкие ему в лагере
люди стали просить, чтобы он не уезжал до тех пор, пока не отведет и не
передаст войско Фиброну. Ксенофонт согласился и довел войско из Фракии до
Перга-ма, а затем остался на спартанской службе, так и не уехав в Афины. В 396 году до н.э. для
руководства военными действиями против Персии в Малую Азию прибыл спартанский
царь Агесилай. Ксенофонг быстро с ним сблизился и на долгие годы стал ему
верным другом. Вместе с ним он возвратился в Грецию, когда войско Агесилая было
переброшено туда из Малой Азии в связи с начавшейся Коринфской войной.
Ксенофонт участвовал на стороне спартанцев в битве при Коронее в 394 году до
н.э., где спартанцы сражались не только против фиванцев, но и против афинян,
бывших с фиванцами в союзе Вернуться на родину Ксенофонту так и не пришлось
(да, может быть, он и не стремился). Если раньше Ксенофонт был добровольным
изгнанником, то после битвы при Коронее он был заочно приговорен афинянами к
изгнанию из отечества. В спартанском войске Ксенофонт оставался до конца
Коринфской войны, сопровождая Агесилая в походах. Затем начинается третий,
последний, период жизни Ксенофонта. Спартанцы отблагодарили его за оказанные им
услуги, стоившие ему лишения родины: они подарили ему дом и участок земли в
местечке Скиллунте в Элиде близ Олимпии Здесь он жил с женой и двумя сыновьями,
Гриллом и Диодором, и провел много лет вдали от общественной жизни — занимался
сельским хозяйством, охотой, литературными трудами и принимал друзей. Эта
спокойная, идиллическая жизнь в очаровательном уголке продолжалась до 371 года
до н.э., когда во время войны между Спартой и Фивами спартанцы потерпели
тяжелое поражение при Левктрах, и Ксенофонт вынужден был оставить Скиллунт и
переселиться в Коринф. В 369 году до н.э. Афины и Спарта заключили союз между
собою, и приговор об изгнании, тяготевший над Ксенофонтом, был отменен. Тем не
менее на родину он не вернулся. Но в 362 году до н.э. он послал обоих сыновей в
Афины, и они в числе афинских всадников участвовали в кавалерийском сражении,
которым началась битва при Мантинее между спартанцами и афинянами, с одной
стороны, и фиванцами — с другой. В этом сражении Грилл был убит. Когда известие
об этом пришло к Ксенофонту, он совершал жертвоприношение. Услышав о гибели
сына, он снял с головы венок, но когда гонец добавил, что сын его умер смертью
храбрых, он снова надел венок и сказал: «Я знал, что сын мой смертен». Ксенофонт еще долго жил
после этого в Коринфе, где и умер в глубокой старости (не ранее 356 года до
н.э.). Он оставил после себя как
исторические труды, так и литературные произведения. Наибольшее значение среди
них имеют «Греческая история» в семи книгах, содержащая описание Пелопоннесской
войны с 411 по 362 год до н.э., «Анабасис», где рассказывается о походе
греческих наемников в глубь Персии и обратном пути домой. В «Киропедии»
Ксенофонт развивает взгляд на воспитание идеального правителя, а в
«Лакедемонской политии» описывает государственное устройство Спарты и
конституцию Ликурга. Перу Ксенофонта принадлежали и философские сочинения,
посвященные жизни и деятельности своего учителя Сократа — «Воспоминания о
Сократе» и «Апология Сократа». Кроме перечисленных произведений он написал еще
ряд сочинений по вопросам экономики, военного искусства, по устройству
хозяйства и быта. Все произведения Ксенофонта в античном мире пользовались
большой популярностью, а для историков они имеют первостепенное значение для
изучения истории греческого полиса второй половины V — первой половины VI веков
до н.э. | |
| |
Просмотров: 1457 | |
Всего комментариев: 0 | |