В V—IV вв. до н, э. в Греции выходили различные
произведения научного и философского характера, в которых нашла отражение
многогранная жизнь греческих полисов. Знаменитым греческим философам Платону и
Аристотелю принадлежат произведения самого разнообразного содержания, в которых
нашли отражение как господствующие политические идеи, мировоззренческие
концепции, научные представления, так и многие другие сведения об их времени. Среди сочинений Платона (427—347 гг. до н. э.)
наибольшее значение имеют его обширные трактаты «Государство» и «Законы»,
написанные в последний период его жизни. В них Платон, отталкиваясь от анализа
социально-политических отношений середины Г/ в. до н. э., предлагает свой
вариант переустройства греческого общества на новых, справедливых, по его
мнению, началах. Поражает своим многообразием творчество величайшего
греческого мыслителя Аристотеля. Ему принадлежат трактаты по логике и этике,
риторике и поэтике, метеорологии и астрономии, зоологии и физике, которые
являются содержательными источниками. Однако наиболее ценными трудами по
истории греческого общества IV в. до н. э. являются его сочинения о сущности и
формах государства — «Политика», в которой он обобщил гигантский материал
политической истории 158 различных греческих полисов, и специальный трактат о
государственном устройстве Афин, одного из самых крупных греческих полисов с
развитыми формами государственного управления, «Афинская политая». Тщательный
критический анализ огромного фактического материала делает сочинения Аристотеля
ценнейшим историческим источником. Историческая действительность V—IV вв. до н. э.
получила своеобразное отражение в произведениях художественной литературы, в
трагедиях и комедиях, которые ставятся в театрах. Великие греческие трагики
Эсхил, Софокл, Еврипид (V в. до н. э.) брали сюжеты для своих трагедий из
мифологических сказаний, но вкладывали в них идеи и представления своего
времени, что делает их интерсными источниками. Богатую информацию о внутреннем
и внешнем положении Афин во время Пелопоннесской войны и в начале IV в. до н.
э. дают многочисленные комедии (сохранилось 11 комедий) Аристофана (450—388 гг.
до н. э.). Рисуя в комическом плане афинскую жизнь, Аристофан затрагивает
вопросы войны и мира, благополучие богатых и нищету бедняков, казнокрадство
должностных лиц, бездарных полководцев, тяжелое положение союзников. Данные
Аристофана показывают афинскую жизнь как бы с оборотной стороны и служат
хорошим дополнением к сведениям Фукидида о греческом обществе во время
Пелопоннесской войны. Греческая история архаического и классического времени
стала объектом изучения ряда историков и писателей эллинистического и римского
времени. Безусловно, при изучении событий отдаленного прошлого историки
зависели от имевшихся в их распоряжении источников, от политических тенденций
своего времени, и потому достоверность сведении, приводимых ими, весьма
различна. Наибольшую ценность представляют произведения Диодора Сицилийского (I
в. до н. э.) «Историческая библиотека», в сохранившихся частях которой
излагается греческая история с 481 (подготовка похода Ксеркса на Грецию) по В комплексе исторических источников по истории Древней
Греции столь же важное место занимают эпиграфические источники. Это надписи на
камне (каменных плитах, стенах зданий, стелах, статуях и т. п.), керамике,
металлических пластинках. Надписи были разные — от нескольких букв до сотни
строк. Однако больших надписей (в несколько десятков строк) немного, основная
часть эпиграфического материала содержит текст в несколько строк. Греки делали надписи довольно часто и по разным
поводам: договоры с другими государствами, статьи законов, финансовые и другие
отчеты, записи о расходах, продаже имущества, закладные, договоры об аренде,
посвящения богам, строительные надписи, перечисление заслуг покойника и многое
другое. Сам характер греческих надписей, таким образом, предполагает необычайно
широкий объем самой разнообразной информации, знакомство с которой позволяет
узнать о таких сторонах жизни, о которых молчат все другие источники. Надписи,
как правило, современны упомянутым в них событиям, излагают достоверные факты,
поскольку выставлялись для публичного обозрения. Сведения, содержащиеся в надписях, кроме того,
позволяют проверить данные, которые содержатся в трудах древнегреческих
историков. Например, дошедшие до нас списки фороса, получаемого с афинских
союзников, подтверждают широко известное положение Фукидида и других греческих
авторов о жестокой эксплуатации союзников Афинами. Большая надпись о заключении
II Афинского морского союза в Значение надписей как исторического источника еще и в
том, что они найдены не только в Афинах, но и во многих других городах Греции,
о которых авторы не сообщают никаких сведений. В настоящее время открыто свыше
200 тыс. надписей из всех уголков греческого мира. Они собраны, обработаны и
изданы в виде многотомных собраний—корпусов. Наиболее полные собрания греческих
надписей следующие: «Корпус греческих надписей», изданный А. Бёком и его
учениками в 1825—1877 гг. (т. I—IV); «Надписи Греции», с Одними из древнейших греческих надписей являются дружественные
договоры между пелопоннесскими городами Элидой и Гереей и между жителями двух
небольших полисов в Элиде — анетян и метапийцев (VI в. до н. э.). Большой интерес для историка представляют надписи
законодательного характера. Так, надпись 409—408 гг. до н. э. из Афин содержала
текст древнейшего афинского законодательства Драконта, восходящего к концу VII
в. до н. э. На стенах одного из общественных зданий в критском городе Гортина
обнаружен текст законов, который сохранился почти целиком и является одной из
самых длинных греческих надписей (так называемые «Гортинская правда»). Примером
пространных надписей, регулирующих отношения колонистов во вновь выведенных
колониях, может служить так называемая стела основателей греческой колонии
Кирены об их взаимоотношениях с метрополией Ферой, надписи о разделе земель и
наделении ими колонистов в двух локридских полисах (конец VI — начало V в. до
н. э.). Существует множество пространных надписей,
регулирующих отношения между Афинами и их союзниками, например постановление
афинского Народного собрания о статусе города Эрифр в союзе (60-е годы V в. до
н. э.) и города Халкиды ( Благодаря успехам нумизматики в настоящее время
возрастает значение монет как исторического источника. Найденные в очень
большом количестве (ежегодно находят по нескольку тысяч монет), они
представляют массовый материал, который может быть подвергнут статистической
обработке. Изучение веса монет, имеющихся на них символов и знаков, надписей,
состава монетных кладов, распределения монет позволяет получить сведения самого
разнообразного характера (о денежном обращении, товарном производстве, о
торговых и политических отношениях городов, о религиозных воззрениях, событиях
культурной жизни и др.). Наиболее полными публикациями имеющихся монетных
собраний являются каталоги Британского музея, а также сводка всех кладов
греческих монет, которая была предпринята Американским нумизматическим обществом
в Огромный и возрастающий год от года материал
археологических раскопок является важнейшим источником знаний о самых различных
сторонах жизни греческого общества. На территории Греции, других стран
Средиземноморья и Причерноморья работают ежегодно сотни археологических
экспедиций, которые ведут крупномасштабные работы. Археологический материал
самый разнообразный: открыты целые города (раскопки Олинфа, Херсонеса
Таврического, Коринфа), общегреческие святилища (храмовые комплексы в честь
Аполлона в Дельфах и на Делосе), знаменитый религиозно-спортивный комплекс в
Олимпии (при раскопках 1876—1881 гг. обнаружены 130 скульптур, 1000 надписей,
6000 монет, несколько тысяч бронзовых вещей, не считая фундаментов многих
зданий). Интересные данные получены при изучении отдельных
комплексов, например при раскопках квартала гончаров в Афинах и афинской
центральной площади — агоры, исследовании афинского акрополя, театра в
Эпидавре, некрополя в Танагре и других аналогичных комплексов. Здесь обнаружены
сотни тысяч вещей различного назначения — орудия труда, оружие, предметы
повседневного быта. Постоянные археологические изыскания проводятся в
греческих городах Северного Причерноморья, в городах Ольвии (включая Березань),
Херсонесе Таврическом, Пантикапее, Фанагории и многих других. 3. Источники по истории Греции эллинистического
периода. Количество источников,
относящихся к этому времени, возрастает по сравнению с предшествующим периодом,
появляются новые категории источников, например документы, написанные на папирусах,
которые были обнаружены при раскопках в Египте. Из исторических сочинений, дающих связное изложение
событий эллинистической истории с определенной авторской концепцией, с
проверкой фактов, насколько она была тогда возможна, наибольшее значение имеют
труды Полибия и Диодора. Полибий (200—118 гг. до н. э.) является одним из
выдающихся греческих историков. В молодости он занимался активной политической
деятельностью в Ахейском союзе, после разгрома Македонии при Пидне в В «Исторической библиотеке» Диодора Сицилийского (I в.
до н. э.), состоящей из 40 книг, полностью сохранились книги XVIII—XX, в
которых кроме истории классической Греции (V—IV вв. до н. э.) подробно описаны
борьба диадохов, история правления тирана Агафокла в Сицилии и другие события
раннеэллинистической истории (до Богатейшие сведения самого разнообразного содержания
приведены в «Географии» Страбона ( Большую ценность для раннеэллинистической истории
представляют собой сочинения Плутарха, особенно его биографии крупнейших
греческих и римских политических деятелей III—I вв. до н. э. Всего Плутарх дает
описание биографий 9 выдающихся греков, в том числе Александра и Пирра. Плутарх
дает жизнеописание как эллинистических царей, так и политических деятелей разных
греческих полисов. Биографии Плутарха составлены на основе многочисленных,
тщательно подобранных источников, многие из которых не дошли до нашего времени,
и содержат богатейший материал по политической истории, религии и культуре
раннеэллинистической эпохи. В целом биографии эллинистических деятелей написаны
Плутархом с большей тщательностью и точностью, чем биографии греков
архаического и классического периодов. Уникальным по богатству материала для воссоздания
истории культуры Греции всех эпох, включая архаическую, классическую и
эллинистическую, является сочинение Павсания (II в. н. э.) «Описание Эллады». Труд Павсания состоит из 10 книг, каждая из
которых посвящена культуре наиболее богатых историческими памятниками областей
Балканской Греции. Павсаний подробно описывает храмы, святилища, архитектурные
комплексы, остатки построек, статуи, картины, включает в эти описания сказания
и мифы, связанные с теми или иными памятниками. Точность его данных
подтверждается археологическими раскопками. Важны и приводимые им исторические
справки о тех памятниках, которые он описывает (биографии лиц, которым
поставлены статуи, исторические обстоятельства их установки). Эллинистическая история была объектом постоянного
внимания историков римского периода, причем особый интерес возбуждала история
царствования Филиппа II и его прославленного сына Александра Македонского.
Наиболее известны «История Филиппа» Помпея Трога (конец I в. до н. э.) в 44
книгах (сочинение сохранилось в сокращении Юстина, автора II—III вв. н. э.),
«История Александра Македонского» Курция Руфа (I в. н. э.), «Анабасис
Александра» Флавия Арриана (II в. н. э.). В этих произведениях подробно описаны
подготовка, ход и результаты походов Александра Македонского, страны и области,
через которые он проходил, его политика по отношению к завоеванным народам. В
сочинении Помпея Трога кроме характеристики царствования Филиппа и Александра
дана связная история большинства эллинистических царств III—I вв. до н. э.,
причем последние источниковедческие изыскания подтверждают точность приводимых
им фактов. Аппиан, римский историк II в. н. э., написал историю
государства Селевкидов, Македонии Понтийского царства. В центре повествования главным
образом события позднеэллинистической истории II—I вв. до н. э., завоевание
эллинистических государств Римом, причем преимущественное внимание уделено
описанию военно-политической истории. Ценными источниками по различным аспектам жизни
эллинистических обществ являются произведения научной и художественной
литературы. Это прежде всего трактаты по экономике, в частности трактат,
приписываемый Аристотелю (он носит название псевдоаристотелева «Экономика»,
конец IV в. до н. э.), и трактат «Экономика», принадлежащий Филодему (I в. до
н. э.). Большой интерес вызывают работы ученика Аристотеля Феофраста (370— 288
гг. до н. э.). В трактате «О растениях» дано' подробнейшее описание различных
растений, в том числе культурных: зерновых, виноградных лоз, масличных и
плодовых деревьев. Трактат «Характеры» представляет собой интересное
исследование социально-психологических типов людей и их поведения в зависимости
от образа жизни, общественного положения и степени зажиточности (недоверчивый,
болтливый, спесивый, надменный человек и т. п.). Из произведений художественной литературы 'в качестве
содержательного источника повседневной жизни и быта конца IV—III вв. до н, э.
важны бытовые комедии афинского драматурга Менандра (342—292 гг. до н. э.),
сборник небольших стихотворений Феокрита (III в. до н. э.), посвященных
прославлению простой тихой жизни, далекой от треволнений мира, получивший
название «Идиллии». Многочисленны эпиграфические, нумизматические,
археологические источники по истории эллинизма. Найдены десятки тысяч самых
различных надписей практически из всех областей греческого мира самого
разнообразного содержания — от законодательных актов до ученических упражнений.
Кроме общих сводов надписей, размещенных по областям, таких, как «Надписи
Греции», в виде отдельных томов издаются отдельные категории надписей. Так,
изданы сборники юридических надписей под редакцией Дареста, Осуллье и Рейнака
(в 1891 —1904 гг.), тексты договоров различных государств под редакцией Г.
Шмитта (в Разные категории источников дополняют друг друга. Так,
например, история Греко-Бакгрийского царства в значительной степени известна на
основе нумизматических материалов и данных археологических раскопок. Открытие
таких интересных и богатых городов, как Дура-Европос на Евфрате и Ай-Ханум в
Северном Афганистане (древнее название этого города неизвестно), расширили наши
сведения по истории градостроительства, военной фортификации, городскому быту и
экономике, социальным и политическим отношениям, культуре Селевкидского
государства, хотя свидетельств об этих городах в литературных источниках
практически нет. Новой категорией источников для изучения
эллинистической истории, особенно Египетского царства Птолемеев, являются
многочисленные тексты на папирусах. К настоящему времени известно свыше 250
тыс. различных папирусных находок из Египта, и их обработкой занимается особая научная
дисциплина — папирология. Среди папирологических документов обнаружены целые
исторические и художественные произведения, например трактат Аристотеля
«Афинская полития»; историческое сочинение, описывающее греческую историю
первой половины IV в. до н. э. (так называемый Оксиринхский историк), многие
комедии Менандра, тексты Гомера и т. д. Содержание этого огромного собрания
папирусов необычайно разнообразно: царские распоряжения, законы, литературные
произведения, счета, хозяйственные договоры, брачные контракты, переписка,
ученические упражнения, прошения, религиозные тексты, постановления различных
собраний и т. д. Папирусы характеризуют внутреннюю жизнь птолемеевского Египта
с такой полнотой, какой мы не имеем ни для одного эллинистического общества. В
настоящее время египетские папирусы собраны и изданы многотомными сериями.
Наиболее крупными являются многотомные собрания папирусов из Тебтюниса,
Оксиринха, Гибелена, публикация архива Зенона и многие другие. | |
| |
Просмотров: 2073 | |
Всего комментариев: 0 | |