Причины борьбы
Если кое-какие неясные следы сословной борьбы можно
констатировать уже в VI в. (так называемая «реформа Сервия Туллия»), то после
падения царской власти и образования патрицианской республики эта борьба должна
была сильно обостриться. Теперь оба сословия стояли лицом к лицу, без. всяких
«буферов» в виде патриархальной монархии как пережитка племенного демократизма.
И если борьба против тирании этрусских завоевателей временно могла объединить
патрициев и плебеев, то теперь этот объединяющий момент исчез.. Патриции
открыто стояли у власти, и они не могли не использовать ее для своих узко
сословных интересов,. Именно теперь завершается начавшееся еще в царскую эпоху
«замыкание» патрициата, окончательное превращение его из «римского народа» в
привилегированную аристократическую группу. Одновременно идет быстрый процесс социальной
дифференциации у плебеев. Он не задерживался, как у патрициев, системой родовых
отношений и общинным землевладением. Плебейская индивидуальная собственность
допускала широкие возможности ее концентрации в руках отдельных семей. Сцеди
плебеев выделяется богатая верхушка. «Благодаря своей всё возраставшей
численности, — писал Энгельс, — своей военной выучке и вооружению они сделались
грозной силой, противостоящей старому populus, теперь прочно огражденному от
всякого прироста за счет пришлых элементов. Вдобавок к этому, земельная
собственность была, по-видимому, почти равномерно распределена между populus и
плебсом, тогда как торговое и промышленное богатство, впрочем еще не сильно
развившееся, преимущественно было в руках плебса».* С самого начала республики, на протяжении более чем
двух столетий, шла ожесточенная борьба между римскими сословиями, то затихая,
то вновь разгораясь ярким пламенем. Центр тяжести этой борьбы в разные периоды
лежал в разных вещах, но в целом можно принять, что спор шел о трех вопросах:
об уравнении в политических правах, о долговой кабале и о доступе к
общинно-государственной земле {аger publicus). Что касается первого момента, то
мы не можем игнорировать его __________ * Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21, с. 128. значения уже с самых первых годов республики, хотя,
как увидим ниже, многие детали являются здесь недостоверными. Сложнее обстоит
дело с двумя другими вопросами. Большинство современных исследователей отрицает
массовую задолженность плебса и остроту аграрного вопроса для раннего периода
республики. Однако это делается без достаточного основания, Хотя многое
перенесено здесь традицией из более поздней эпохи в раннюю, мы не имеем
оснований огулом отбрасывать все показания литературных источников и отрицать
задолженность плебеев уже в раннереспубликанскую эпоху. Долговое право в
необычайно суровой форме отразилось в «Законах XII таблиц», памятнике середины
V в., причем в одной из самых аутентичных его частей (III таблица).
Следовательно, к середине V в. долговые отношения уже настолько развились, что
потребовалось их законодательное оформление. Вопрос о задолженности нельзя оторвать от аграрного
вопроса. При малых размерах древнего Лация и плодородии почвы плотность его
населения должна была быть относительно высока, что косвенно подтверждается
многочисленными следами мелиорационных и ирригационных работ. При таких
условиях аграрные отношения должны были рано приобрести большую остроту.
Традиция, как будет показано в дальнейшем, сообщает здесь ряд фактов, из
которых не все являются выдумкой. Однако, допуская, что все три причины сословной борьбы
имели место уже с начала республики, мы должны помнить, что руководящей группой
в этой борьбе была зажиточная часть плебса, которая больше всего была
заинтересована в уравнении в правах и в доступе к ager publicus. Появление народных (или плебейских) трибунов
Согласно традиционному рассказу, первая крупная
вспышка сословной борьбы произошла в __________ * Согласно анналисту Пизону, на которого ссылается
Ливий (II, 32), плебеи удалились на Авентин. в течение нескольких дней. В городе распространилась
паника: Рим лишался значительной части военных сил, существовало даже опасение,
что плебеи хотят основать самостоятельное государство. Начались переговоры,
патрициям пришлось пойти на уступки. Плебеям было разрешено выбирать своих
собственных должностных лиц, народных (плебейских) трибунов, облеченных
неприкосновенностью. Они могли выбираться только из плебеев. Обязанность и
право народных трибунов состояли в том, чтобы защищать плебеев против произвола
патрицианских магистратов. Таков рассказ о первом удалении плебеев на Священную
гору (secessio plebis in montem sacrum) и о возникновении народного трибуната.
В целом это предание недостоверно. Прежде всего события С «Таким образом, — говорит он, — были избраны два
народных трибуна... Они избрали себе трех товарищей... Некоторые утверждают,
что на Священной горе было выбрано только два трибуна и там проведен закон о
неприкосновенности их» (II, 33). По вопросу о неприкосновенности народных трибунов дело
также обстоит очень неясно. По-видимому, они получили ее не раньше середины V
в., когда их число, было доведено до 10. Самый же основной и спорный вопрос: когда впервые
появились народные трибуны? Дату Таким образом, противоречивые данные традиции не
позволяют установить точно время появления и первоначальный характер народного
трибуната, одного из важнейших институтов республиканского Рима. Можно только
предположить, что в первые десятилетия V в. в результате движения плебеев у них
возникли собственные должностные лица, называвшиеся «плебейскими», или
«народными», трибунами и избиравшиеся на сходках по трибам. Возможно, что в
начале их было действительно четверо, позднее их число довели до 10.
Первоначальные функции трибунов также не ясны. По-видимому, им принадлежало
«право помощи» плебеям против произвола патрицианских магистратов (ius
auxilii). В дальнейшем их права значительно расширились. Личная
неприкосновенность народных трибунов — также явление более позднее. Появление плебейских эдилов
Традиция гласит, что в том же Характер плебейских магистратур
Таким образом, в борьбе с патрициями богатая часть
плебса, опираясь на широкое народное движение, создала как бы собственную
государственную организацию плебеев, параллельную организации «римского народа»
(«государство в государстве», по выражению некоторых исследователей): народные
трибуны соответствовали преторам, плебейские эдилы — квесторам. Плебейские
магистратуры были созданы как революционные органы и оставались таковыми на протяжении
всего периода сословной борьбы, хотя их революционное значение часто
ослаблялось тем обстоятельством, что и трибуны и эдилы выбирались, как правило,
из богатых плебеев. По мере затихания сословной борьбы плебейские магистратуры
постепенно теряли свой революционный характер и превращались в
общегосударственные органы власти. Правда, специфический характер народного
трибуната никогда не исчезал окончательно. В эпоху гражданских войн II — I вв.
народные трибуны снова приобрели революционное значение, хотя и изменили свое
классовое содержание. Другие массовые движения первой половины V в.
События Другой рассказ из этой же эпохи отражает аграрное
движение. Консул В __________ * Эту дату сообщает традиция. Но если даже признать
достоверность рассказа в целом, его датировка неверна. Через четыре года после движения Аппия Гердония, в
456г., народный трибун Ицилий провел закон (lex Icilia) о раздаче плебеям
земельных участков на Авентинском холме. Наконец, в следующем, Тем самым мы вплотную подходим к крупным событиям 451
— 450 гг., связанным с кодификацией. Подводя итоги традиционному описанию сословной борьбы
в первой половине V в., мы должны признать, что, хотя отдельные события или их
детали могут быть недостоверными, в своей совокупности они дают правильную
картину внутренней жизни республики за этот период. Уже в эту раннюю эпоху
противоречия между плебеями и патрициями достигли такой остроты, что привели к
развертыванию революционного движения, направленного против основ патрицианской
республики, которая, несмотря на изменения политического строя, проведенные в конце
царского периода, продолжала в основном базироваться на родовых порядках. В
первые десятилетия V в. плебеям удалось достигнуть существенных завоеваний в
виде самостоятельной организации плебейской общины. В середине этого столетия
они добились второго крупного успеха — записи законов. Законы XII таблиц
Кодификация, — первое документально
засвидетельствованное событие внутренней истории Рима. Запись права в античном
мире всегда была одним из самых первых лозунгов демократического движения в
период падения аристократической республики, Таким лозунгом она стала и для
римского плебса. Произвол патрицианских магистратов, в частности в области
суда, вызвал требование записи обычного права. Традиция передает, что в Постепенно в процессе борьбы первоначальный проект о законодательном
ограничении власти высших магистратов перерос в план записи права вообще.
Решено было отправить в Грецию комиссию из трех лиц для ознакомления с
греческим законодательством вообще и законами Солона в частности. Комиссия
выехала в В результате годовой работы были составлены 10 таблиц
законов. Согласно Ливию (III, 34), таблицы были выставлены на форуме для
ознакомления и затем утверждены центуриатным собранием. Но этим дело не
кончилось. Еще не все законы были собраны, и на Однако вторые децемвиры вели себя далеко не так, как
подобало бы законодателям. Были составлены еще только две таблицы, куда, между
прочим, было внесено .запрещение браков между патрициями и плебеями. Народного
собрания для их утверждения не созывали. Децемвиры поступали, как тираны,
особенно Аппий Клавдий. Они прибегали к насилиям, убийствам и к конфискациям
имущества у плебеев. Наступил __________ * Отправка посольства из Рима в Грецию в середине V в.
по справедливости считается маловероятной. Самое большее, речь могла идти о
посылке делегации в «Великую Грецию» (южную Италию и Сицилию). щенную гору. Децемвиры были вынуждены сложить с себя
власть. Снова избрали двух преторов и десять народных трибунов. Аппий Клавдий
был арестован и в темнице покончил с собой. В этих событиях, связанных с кодификацией,- далеко не
все можно признать достоверным. Мало вероятна отправка посольства в Грецию,
явно «бродячим сюжетом» является эпизод с Вергинией, выдуманы многие детали. Но
самый факт кодификации и его дата, а также общая обстановка острой
революционной борьбы не вызывают сомнения у подавляющего большинства
исследователей. Бесспорно, «Законы XII таблиц» не создались сразу: они
— продукт длинного исторического развития. В частности, кое-что было в них
внесено | уже после V в. Однако их основное ядро отражает эпоху ранней
республики и было выражено в письменной форме около середины V в. Об этом
говорит архаизм их языка, общих условий] жизни, отразившихся в них. В основном
законы являются записью обычного права. Но, по-видимому, законодатели вынуждены
были внести туда и кое-что новое. Однако это новое не было согласовано со
старым, в результате чего получилась пестрая смесь законодательных норм, иногда
противоречащих друг другу. Так, например, архаический принцип тальона* мирно
уживался со штрафом, являвшимся более развитой и прогрессивной формой
наказания. Ст. 2 таблицы VIII гласит: «Если кто сломает кому-нибудь часть тела и не
помирится, да будет равное возмездие». Однако в следующей статье мы читаем: «Если кто рукой или палкой переломит кость свободному,
пусть уплатит штраф в 300 ассов, если рабу — в 150 ассов». Оба принципа совершенно не согласованы. Пережитки
родовой собственности отражены в ст. 4 и 5 таблицы V: «Если кто умирает без завещания и у него нет прямого
наследника, пусть его семью** возьмет себе ближайший агнат.*** Если агната нет, пусть возьмут семью члены рода». __________ * «Тальон» (talio) — специальный термин римского права
для наказания по принципу «око за око, зуб за зуб». ** Familia — семья со всеми родственниками и рабами, а
также все хозяйство и имущество. *** «Агнатами» назывались лица, считавшиеся
родственниками в силу того, что они находились или могли находиться под властью
одного и того же домовладыки (pater familias). Например, жена была агнаткою
братьев своего мужа, так как все они находились бы под властью ее свекра, если
бы он был жив. Однако ст. 3 той же таблицы уже допускает свободу
завещания: «Как завещает относительно денег или опеки над своим
имуществом, так и да будет». Остатки примитивных воззрений сказываются в статьях,
карающих ворожбу. Об этом говорят, например, фрагменты ст. 8 таблицы VIII: «Кто заворожит урожай... Пусть не переводит к себе
чужого посева». Как во всех древних кодексах, так и в «Законах XII
таблиц», покушения на частную собственность караются чрезвычайно сурово: «Если совершивший ночью кражу убит на месте, то
убийство его будет считаться законным» (табл. VIII, ст. 12). По свидетельству Авла Геллия,8 «Децемвиры предписали свободных людей, пойманных с
поличным, подвергать телесному наказанию и выдавать [головой] тому, у кого
совершена кража, рабов же наказывать кнутом и сбрасывать со скалы». Римский юрист Гай пишет, что «Законы XII таблиц» «повелевали заключить в оковы и после бичевания
казнить огнем того, кто поджигал строения или сложенные около дома скирды
хлеба, если [виновный] совершил это преднамеренно». В «Законах XII таблиц» мы находим разрабртанную
систему долгового права .в .очень суровой форме. Этому посвящена вся таблица
III. После того как должник признавал свой долг или после судебного решения,
ему давалось 30 .льготных дней, чтобы он мог собрать деньги для погашения долга.
После истечения этого срока истец «налагал руку» на должника и вел его в суд
для исполнения решения. Если должник не выполнял судебного решения и никто не
брал его на поруки, кредитор уводил его к себе в дом и заключал в оковы или
колодки «весом не менее, а если пожелает, то и более 15 фунтов». Во время
пребывания в заключении должник мог кормиться за свой счет. В противном случае
кредитор должен был давать ему не меньше, чем по фунту полбы в день. Должник
оставался в таком положении 60 дней. В течение этого срока его три раза подряд
в базарные дни (нундины) приводили на площадь к претору, и при этом объявлялась
присужденная с него сумма денег. После этого должника можно было предать смерти
или продать «за Тибр», т. е. за границу. В том случае, если кредиторов было
несколько, закон допускал совершенно варварскую меру: __________ * Аттические ночи, XI, 18,8. «В третьи нундины пусть разрубят должника на части.
Если отсекут больше или меньше, за это пусть не отвечают» (табл. III, ст. 6). В науке было сделано много попыток истолковать эту
бесчеловечную статью закона не в прямом смысле, а как-нибудь иначе. Но все эти
попытки неудовлетворительны, и приходится понимать ее в буквальном смысле.
Впрочем, древние комментаторы «Законов XII таблиц» утверждали, что на деле эта
статья никогда не применялась. Семейное право, отраженное в «Законах XII таблиц»,
носит резко выраженный патриархальный характер. Отец обладает безграничной
властью над детьми вплоть до того, что три раза может продавать сына в
рабство.* Только после этого сын выходит из-под власти отца: «Если отец трижды продаст сына, сын да будет свободен
от отца» (табл. IV, ст. 2). Женщина находилась в бесправном положении: сначала она
была под властью отца, затем поступала «под руку» мужа, а в случае смерти последнего
находилась под опекой кого-нибудь из агнатов: сына, брата мужа и т. п. «Предки наши признали нужным, чтобы женщины, хотя бы
они были и в зрелом возрасте, вследствие присущего им легкомыслия, находились
под опекой... за исключением только дев-весталок, которых признали нужным
оставить свободными. Так было предусмотрено «Законом XII таблиц"».** Отношения клиентелы, как было указано выше, также
нашли свое отражение в кодексе: «Патрон, обманувший своего клиента, да будет проклят»
(табл. VIII, ст. 21). Характерно, что децемвиры, по словам Цицерона,
фиксировали запрещение браков между патрициями и плебеями: «После того как децемвиры составили десять таблиц с
величайшей справедливостью в законах и благоразумием, на следующий год они предложили
избрать новых децемвиров... Последние прибавили еще две таблицы несправедливых
законов... и самым бесчеловечным законом наложили запрет на браки между
патрициями и плебеями».*** Внесение в кодекс этой нормы обычного права говорит,
что в этом пункте плебеи потерпели поражение (правда, только временно, как
увидим ниже). __________ * Предполагается, что каждый раз сын кем-то
освобождается из рабства и снова механически попадает под власть отца. ** Гай, Институции, I, 144 — 145. *** О государстве, II, 36, 37. — О законодательном
запрещении браков между патрициями и плебеями говорят также Дионисий
Галикарнасский (X, 60) и Ливий (IV, 4). Зато в другом вопросе плебеи, по-видимому, добились
существенных уступок. Речь идет о крнститущюяных гарантиях. Цицерон
неоднократно писал о том, что «Законы XII таблиц» запрещали всякие привилегии,
т. е, отступления. от закона в пользу отдельных лиц. Кроме этого, запрещалось
выносить приговоры о смертной казни римского гражданина иначе, как в
центуриатных комициях (per maximum comitiatum). Может бытъ такой же уступкой в
пользу плебеев нужно считать исправление календаря, произведенное вторыми
децемвирами, о чем кратко и не вполне ясно замечает Макробий: «Децемвиры, прибавившие к десяти таблицам две новых,
внесли в народное собрание законопроект о добавочном месяце».* Исправление календаря, находившееся целиком в руках
патрицианских жрецов, в первую очередь было, в интересах широких народных масс. «Можно или нельзя вести дело в законном порядке, —
говорит Цицерон, — это знали в былое время немногие, так как календарь
обнародован не был. Большой властью пользовались те, к кому обращались за этими
вопросами: у них допытывались относительно дней, словно у халдеев».** Противоречивость «Законов XII таблиц» (тальон и штраф,
родовое наследование и свобода завещания, суровое долговое право и
конституционные гарантии и т. п.) говорит не только о примитивности правовых
воззрений, но и о том, что кодификация середины Vв. была. продуктом сословной
борьбы.*** Патриции по ряду существенных вопросов вынуждены были уступить, но
продолжали сохранять за собой еще много командных высот. Естественно поэтому,
что с изданием законов борьба не прекратилась. Но как бы там ни было, кодификация имела огромное
значение не только в истории сословной борьбы, но и в развитии римского права
вообще. «Законы XII таблиц» легли в основу того богатого юридического
творчества, которое шло на всем протяжении римской истории и оказало огромное
влияние на развитие правовых представлений Европы в средние века и новое время. Законы Валерия и Горация
Преторы __________ * Сатурналии, I, 13, 21. ** Речь в защиту Мурены, 25. *** Кое-какие противоречия можно объяснить тем, что
некоторые статьи были внесены в «Законы» позднее. Основной вариант дает Ливий (III, 55). Первый закон
гласил, что постановления, .принятые..плебеями на собраниях по трибам (так
называемые «плебисциты» — plebiscita), должны быть обязательными для.всего
народа. Второй закон восстанавливал отмененное при децемвирах
право апелляции к народному собранию (provocatio) в том случае, если гражданин
был приговорен магистратом к смертной казни или телесному наказанию.* Это право
было закреплено дополнительным постановлением, запрещавшим впредь выбирать
должностных лиц без права апелляции на них. Третий закон касался
неприкосновенности, народных трибунов, «воспоминание о которой, — по словам
Ливия, — почти уже стерлось». Она была восстановлена путем возобновления
некоторых религиозных обрядов и проведения закона, по которому лицо,
оскорбившее народного трибуна, предавалось смерти, а его имущество подвергалось
конфискации.** В дополнение к этому народный трибун Г. Дуиллий провел
постановление, каравшее розгами и казнью того, «кто оставил плебеев без
трибунов и избрал магистрата без права апелляции». Не легко определить, чт | |
| |
Просмотров: 1303 | |
Всего комментариев: 0 | |