Чтобы согласовать
видимое движение Земли и Луны, китайцы задолго до европейцев пришли к понятию
«високосный год». Разделив год на 12 месяцев, они ввели дополнительный или
добавочный месяц, который следовало вставлять через каждые 32 или 33 месяца. В
результате получилось, что каждый третий год продолжался в течение 13 месяцев.
Упорядочивая календарную систему, определили, какие месяцы в году будут
длиннее, а какие короче, когда следовало ввести дополнительный или лишний
месяц. Отсчет лет вели по
царствованию императоров, но с 134 года до н. э. перешли к счету по более
продолжительным периодам, каждый из которых обозначался соответствующим
девизом. Обычно девиз менялся каждые пять или шесть лет, но иногда его провозглашали
в связи с какими-либо важными событиями, например завершением войны, отражением
врага или окончанием междоусобицы. После восшествия в 32
году до н. э. на престол императора Цзянь Ти было объявлено о начале эры под
девизом Цзяньши — «Новое созидание». Соответственно и год стал называться
«Первый год нового образования» (то есть 32 год до н. э.), «Второй год нового
образования» (то есть 31 год до н. э.). Изменения внесли в 28 году, когда
правительство с гордостью сообщило, что ему удалось обуздать Хуанхэ, и
объявило следующий год как первый под девизом Хэпин, или «Год усмирения реки». Система обозначения дней
месяца числами от 1 до 29 или до 30, скорее всего, получила распространение в
I веке н. э., до этого обычно обозначали каждый день одним из 60 предписанных
иероглифов, каждый иероглиф состоял из двух отдельных элементов. Таким
образом, ряд из 60 наименований охватывал два полных месяца: один длинный и
один короткий, который предшествовал или за которым следовал следующий день
третьего месяца. Для каждого года правительственные
чиновники составляли особый календарь, копии которого на деревянных дощечках
рассылали по всем провинциям. Они располагались таким образом, что, рассмотрев
их, можно было составить представление о длине каждого месяца и о
дополнительном месяце. Кроме того, в календаре указывались дни солнцестояний и
равноденствий, а также сроки ежегодных сельскохозяйственных работ. В поселениях на
северо-западе, где проживали ханьские военнослужащие, нашли фрагменты рекомендаций,
где указываются лекарства для лечения как людей, так и лошадей. Один из
отрывков удалось прочитать: «В случае лихорадки использовать четыре
ингредиента: ву хуэй [АсопНиш ипстаШш, Ь.] 10 частей, чжу [А1гас1уИ§ оуа*а,
Тк.] 10 частей, ся сянь [Ап81о1асЫа 81еЪоЫ1, М1д.] 6 частей, гуй [Сашркога
Ьоиет, №ез. (М)] 4 части. Одну порцию следует заварить в горячей воде и пить
три раза днем и дважды ночью, тогда уменьшатся спазмы в желудке и пройдут боли
при мочеиспускании, прекратится потовыделение». Один из самых блестящих,
правда, нетипичных примеров научных достижений ханьского периода находим в
работе Чжан Шэна (78—139 годы н. э.), прибывшего из Наньяна (современная
провинция Хубэй). Он происходил из известной чиновничьей семьи, его дедушка
занимал пост губернатора. Рассказывают, что еще мальчишкой Чжан Шэн
пристрастился к чтению. Заметив его наклонности, мальчика отправили в столицу,
чтобы он продолжил семейное дело. После получения образования Чжан Шэн стал
чиновником, но вскоре прервал карьеру, вышел в отставку и посвятил свое время
науке. Он занимался математикой, астрономией и географией, попутно изобретая
приспособления для своих исследований. В частности, он вычислил значение
числа п = 3,1622 с точностью до четырех цифр. Таких
результатов измерений тогда не достигал никто в Китае.
Другим направлением
исследований Чжан Шэна была астрономия. Он разработал методику систематических
наблюдений и составил первый в Китае звездный атлас, основанный на угловых
координатах. Построенный им прибор позволял измерять угловые расстояния и
определять положение звезд. Около 125 года н. э. он построил армиллярную сферу
с гидроприводом, которая позволяла точно представить движение звезд на
небосводе. Разработанный им принцип определения координат позволил создать
координатную сетку для использования в картографии. В восточном мире Чжан
Шэн известен изобретением прибора лля индикации землетрясений.
Прибор представлял собой сосуд с установленным в центре стержнем, при
колебаниях земли он отклонялся от центрального положения и освобождал один из
восьми шариков, указывающий на направление толчка. Правда, в ханьский период подобные инструменты так и не получили широкого распространения, оставаясь известными лишь узкому кругу избранных. Они изготавливались придворными мастерами как затейливые игрушки, практическая ценность которых была оценена гораздо позже. Независимо от того, применялись или нет в повседневной жизни приборы Чжан Шэна, они свидетельствуют о том высоком уровне развития науки и техники, который удалось достичь ко II веку н. э. и проложить дорогу для создания сложных приспособлений, которые появились значительно позже. | |||
| |||
Просмотров: 2673 | | |
Всего комментариев: 0 | |