Письменность
и каллиграфия появились в Китае задолго до основания Ханьской империи,
образовавшейся в 202 году до н. э. Начиная с этого времени они получают
широкое распространение, что обуславливалось как политическими, так
социальными и техническими причинами. Появление сильной центральной власти
привело к необходимости создания единой системы управления, охватывавшей всю
территорию империи, что удалось осуществить только благодаря распространению
письменности. Выше
мы отметили, что внедрение новой системы во многом зависело от появления группы
широко образованных чиновников, изучавших древние тексты и посвящавших свой
досуг изысканному искусству письма. Именно с ханьским периодом связаны выдающиеся
достижения в китайской литературе, поскольку именно тогда велись поиски новых
форм и стилей в прозе и поэзии. Новые
потребности государства обусловили поиск унифицированной системы письменности,
которая могла бы стать обязательной для всех провинций. Возникшая в Ханьской
империи манера иероглифического письма сохранилась с небольшими изменениями
вплоть до конца существования империи, то есть до 1911 года. Расширение
торговых и культурных контактов с народами Индии и Центральной Азии, начавшееся
примерно с 120 года до н. э., привело к появлению в китайских текстах множества
заимствованных слов, потребовавших новых знаков, что привело, в свою очередь,
к внесению значительных дополнений в китайский письменный язык. Не
менее важным новшеством, повлиявшим на распространение письменности, стало то
обстоятельство, что был изобретен способ изготовления дешевой бумаги. Это
позволяло оперативно вести переписку, составлять научные трактаты и
поэтические тексты. Введение бумаги в широкий обиход способствовало повсеместному
распространению письменности. Пока
искусством письма владели немногие избранные члены общества, которых можно
считать профессионалами, совершенствование его принципов не имело решающего
значения. Повсеместное распространение письменности быстро привело к
рационализации и унификации ее приемов, а иногда и к ликвидации местных
различий и диалектных особенностей. Китайская
система письма основывалась не на использовании ограниченного числа знаков,
обозначающих звуки речи или части слов, а на огромном количестве иероглифов,
каждый из которых обозначал предмет или абстрактное понятие. Первоначально
иероглифы просто накапливались, но со временем они начали упорядочиваться.
Поэтому историю китайской иероглифической письменности принято разделять на два
периода. Первый,
завершившийся примерно к 1500 году до н. э., характеризуется постепенным
увеличением их числа. Необходимость письменного выражения большого количества
абстрактных понятий привела к образованию огромного числа новых иероглифов,
кроме тех почти 3000 знаков, которые уже использовались к 202 году до н. э. В
первый китайский словарь, представленный трону в 121 году группой писателей и
ученых ханьского периода, вошло более 9000 иероглифов. Правда, в повседневной
жизни такое количество не употреблялось. Второй
процесс был связан с развитием средств, предназначенных для письма, и относился
к техническим приспособлениям. В первое тысячелетие существования
письменности китайцы гравировали иероглифы на различных твердых поверхностях,
сначала на раковинах или на кости, позже на бронзе. Начиная примерно с 300 года
до н. э. или, возможно, чуть раньше техника письма изменилась. Гравировка
уступила место рисованию или начертанию иероглифов на шелке или дереве. И
наконец пришло время бумаги. Все перемены обуславливались насущной потребностью
использования письменности в государстве и развитием образования. Чтобы
более детально представить эти процессы, обратимся к доимператорским временам.
Первые китайские надписи содержатся на гадательных костях или на раковинах,
которые использовали для предсказаний. Прежде чем начать какое-нибудь важное
дело, например военную кампанию, постройку дворца или охоту ни диких зверей,
правители царства Шан (1500— 1000 годы до н. э.) обычно советовались с невидимыми
сверхъестественными силами. Выступавший
в качестве посредника жрец готовил кусок раковины черепахи или кость священного
животного, просверливая в нужном месте отверстие. По появлявшимся на нагретых
раковинах или костях трещинам он делал выводы, будет удачным затеянное мероприятие
или нет. Затем жрецы записывали вопросы и полученные ими ответы, а иногда
добавляли к ним короткое описание произошедшего. Некоторые
из использовавшихся символов оказались пиктограммами, то есть схематичными
рисунками предметов, таких, как «солнце», «лошадь», «дерево». С помощью других
отражали идеи или абстрактные понятия (три горизонтальные прямые линии
символизировали число «три»). Если жрецам требовалось выразить более сложные
идеи или обозначить слова из разговорной речи, то приходилось придумывать
дополнительные значки, которые нельзя было показать с помощью нарисованной
картинки или абстрактного символа. В
некоторых случаях они пользовались имевшимися в языке знаками по принципу
омонимии. Так, для обозначения слова «1а1» («приходить») использовали символ
пшеницы, который также произносится как «лай». Поскольку подобные совпадения
были хорошо известны, точный смысл написанного устанавливали из контекста. Были
и другие приемы, разработанные китайскими писцами задолго до наступления
ханьского периода. Иногда отдельные иероглифы образовывались путем соединения
двух или более пиктограмм, так что их значение было легко определить
посредством ассоциативных связей, так что читатель легко улавливал смысл.
Написанные рядом иероглифы со значением «дерево» обозначали «лес». Сочетание
иероглифа «дерево» и иероглифа, выражающего «солнце», передавало понятие
«восток», то есть ту сторону горизонта, откуда поднималось солнце
Сразу
же после возникновения письменности (возможно, с 1000 года до н. э.), пытаясь
добиться более точного выражения смысла, писцы экспериментировали с разными
сочетаниями иероглифов, имевшимися в их распоряжении. Так, иероглиф «шэн» (I),
обозначающий «рождение», использовался и для выражения некоторых связанных с
этим значений, например, роды женщины, или родовое имя, или врожденные
свойства, — тогда значение слова расширялось. Чтобы
показать, что иероглиф используется в одном из дополнительных значений,
переписчики располагали рядом с ним второй элемент (рис. 21): «женщина» (IV),
«сердце» (V), получившийся новый иероглиф — II и III допускал двойную
интерпретацию. В
ханьский период применялся и другой способ объединения двух элементов, чтобы
образовать новое понятие. В данном случае за основу брали широко известное
слово, которое имело несколько омофонов. Его соединяли с другим иероглифом,
однозначным для читателя, чтобы он мог отличить такие символы, как VI —
«поздно», VII — «вызывать» и VIII — «могила» (в древности произносилось как
«маг», сегодня как «му»), или XI — «звезда», XII — «обезьяна», XIII —
«пробуждаться после пьянки» (в древности «сень», теперь — «сянь»). В данных
иероглифах IX — «сила», X — «земля», XIV — «собака» и XV — «винный сосуд». Большинство
иероглифов возникли задолго до учреждения Ханьской империи, но продолжают использоваться
и в наши дни. Несмотря на изменения в способе письма, широком использовании
бумаги, их начертания сохранились практически без изменений. Традиционно
необычайно сложные стили использовали для надписей, которые делались на священных
бронзовых сосудах в доимператорский период (то есть примерно с 1500-го по 250
год до н. э.). Данные предметы имели не только материальную или культовую ценность,
но становились и отличным способом самовыражения первых китайских художников.
Сосуды, украшенные затейливыми орнаментами, требовали большего искусства в
нанесении надписей, чем культовые предметы. Начиная
примерно с 1000 года до н. э. и в позже продолжалось совершенствование форм
иероглифов. Однако процесс образования больших политических объединений,
увенчавшийся учреждением империи в 221 году до н. э., неизбежно вел к упрощению
и унификации всех сфер общественной жизни. В результате система письма
ханьских чиновников и ученых стала нормой, которая используется и сегодня. Выше
говорилось, что большинство ранних надписей было выгравировано на кости или на
раковинах, лишь изредка жрецы рисовали знаки с помощью кисти. Примерно с 300
года до н. э. именно она становится основным инструментом для письма, и только
совсем недавно ее сменили перьевая или шариковая ручка. Кисть
использовалась для нанесения надписей на бумагу, шелк или дерево. Поскольку оба
материала плохо сохраняются, до наших дней дошло всего несколько образцов
подобных текстов. Недавно в Центральном Китае удалось обнаружить единственный
пространный отрывок, написанный на шелке и относящийся к доимператорскому
периоду. Как содержание, так и изображения носят мистическое содержание, о
жизни образованных членов китайского общества в них не рассказывается. Но
все-таки нам кое-что известно об использовании кисти и шелковых свитков во
времена Ханьской империи. В те дни искусством письма по-прежнему владела
ограниченная, весьма небольшая часть населения, шелк оставался дорогим и высоко
ценимым предметом. Тексты, написанные на шелке, относились к самым ценным
вещам и предназначались для использования только внутри дворца. Для удобства
пользования свитки сворачивали особым образом и закрепляли завязками, чтобы их
мог развязать император, не прибегая к посторонней помощи (рис. 22). На
шелке записывали литературные тексты, а также рисовали карты или чертили
диаграммы, составлявшие соответствующие разделы в административных отчетах.
Иногда на шелке писали книги по астрологии, гаданию, делали медицинские записи. Для ведения повседневной документации, например копирования правительственных распоряжений, перечней содержимого амбаров, писцы использовали только деревянные дощечки, как самый дешевый и доступный материал. Дерево было буквально под рукой и в достаточном количестве. По сравнению с нежным, тонким шелком свитков, использовавшимся при дворе, подобные документы были достаточно громоздкими. Однако у дерева были другой недостаток: оно легко повреждалось во время перевозки. Но с другой стороны, дерево сохранялось в течение некоторого времени, не подвергаясь разрушению. | ||
| ||
Просмотров: 2974 | | |
Всего комментариев: 0 | |