Индийский субконтинент расположен между
35 и 8 градусами северной широты в четко очерченных естественных границах:
Гималайские горы на севере и океан, омывающий его со всех сторон. С Гималаев, продолжением
которых является Каракорум, течет Ганг и его притоки. Река, носившая в
древности название Синдху, дала свое имя стране. Полноводная, питаемая таянием
снегов и ледников, река формирует область Пенджаб (Пятиречие) и далее течет по
более засушливому региону, почти по пустыне, напоминающей картины Нила в Египте
или Евфрата в Месопотамии. На запад от Инда возвышаются Сулеймановы горы, а за
ними простирается широкое ирано-афганское плато. По дорогам и проходам, ведущим
от плато к долине Инда, и в основном по переходу Кибер, продвигались народы и
армии завоевателей. Оттуда пришли племена, говорившие на индоарийском языке,
Пердикка и армия Александра Македонского, гунны эвталиты3 , солдаты Бабура 1 и т.д.
Именно здесь, на берегах этой реки и ее притоков, приблизительно в 2000 году до
нашей эры начала развиваться первая великая цивилизация. И хотя Гималаи, «обитель снегов»,
остановили политическую экспансию, но они никогда не представляли настоящего
препятствия для решительных личностей: миссионеры, паломники, торговцы
пересекали горы, чтобы побывать в святых местах индуизма, посетить Тибет, Китай
или достичь мест, где когда-то жил Будда. Море изолировало Индию, но в то же
время, особенно на юге, по морским путям происходил обмен: морем прибыли первые
христианские миссионеры . Полагают, что святой Фома в 52-72 г. нашей эры
основал в Керале христианскую церковь. Она существует и сейчас, являясь одной
из самых древних церквей в мире. И именно морским путем шла экспансия буддизма
и индуизма на юго-восток до Суматры и Борнео. Долина Инда простирается к востоку и
смыкается с долиной Ганга и его притоков. Линия водораздела Курукшетра, «поле
Куру», была местом постоянных кровавых столкновений, что нашло свое отражение в
мифологии, ведь именно здесь произошла жестокая битва, одна из двух величайших эпопей, о которой рассказывается в
«Махабхарате». В этом регионе сформировалась «арияварта» , или «страна Ариев»,
прославившаяся в древности ученостью своих брахманов. Здесь, как утверждают
грамматисты, свободно говорили на санскрите, специально не изучая его. Выше
между Ямуной и Гангом (женский род - Ганга) находится Доаб, - «страна между
двух рек». Этот регион был центром классической индийской цивилизации, и Ганг
играл в этот период важную символическую роль. Он течет параллельно Гималаям и
перед впадением в Бенгальский залив сливается с Брахмапyтрой, третьей и
последней великой рекой, питаемой, как и первые две, водами Гималаев. Ганг и
Брахмапyтра отличаются от Инда тем, что, впадая в Бенгальский залив, они
протекают по территории летних муссонов и являются реками со смешанным
снегово-ледниковым питанием, что приводит к разливам и наводнениям, в общем благотворным,
но иногда и катастрофическим. На юге протянулись горы Виндхья,
отделяющие Индо-Гангскую равнину от Деканского плоскогорья, «страны дакшина»,
или «полуденной (южной) страны ». Образованное в форме буквы V, плоскогорье окаймлено
с западной и восточной сторон горами : более высокими Западными Гатами и
Восточными Гатами. Все реки Декана, включая и Ганг, текут с запада на восток, и
только две из них - Нарбада (или Нармада) и Тапти - текут в обратном
направлении. Подобная «ориентация» рек, то есть направление их движения на
восток, в сторону восходящего солнца, способствовала повышению престижа Востока
в традиционных индийских пространственных представлениях. У подножия Гатов прибрежные долины обильно
снабжались как дождевой, так и речной водой; здесь возделывали рис, что
обеспечивало население питанием и работой. Заросли тропических лесов покрывали
горы, а ближе к центру полуострова земли были более сухими, иногда переходящими
в пустыни и поэтому мало пригодными для земледелия. Влажные ветра играли в
Индии такую же роль, как и Нил в Египте. Так как Индия расположена на широте Сахары,
муссоны для нее - дар божий; ежегодно потоки воды, льющиеся с неба и
сопровождаемые бурями и ураганами, поили изнывающую от жажды землю и все живое
на ней. Засуха и нестерпимая жара длятся в течение многих месяцев, достигая
апогея в апреле-мае. Растительность умирает, солнце нещадно жжет землю, люди
вынуждены ограничить потребление воды из рек и резервуаров. Когда в июне с
разницей в несколько дней начинается период дождей, иногда переходящих в ливни,
все с радостью встречают его приход. В Бомбее за июль выпадает такое количество
осадков, какое в Париже за весь год. Настоящая весна начинается вслед за
сезоном дождей - к сентябрю. Контраст настолько очевиден, а роль муссонов в
экономике страны так велика, что традиционно годы отсчитывают по «варса», то
есть по периодам дождей. Они задают ритм всей жизни: благотворны для
сельскохозяйственной деятельности, военных кампаний, творческой работы и т.д.
Один из гимнов «Ригведы» (RS, VH, 103) приводит сатирическое сравнение
квакающих под проливными дождями лягушек с брахманами, монотонно бормочущими
строки из «Веды». Впрочем, в пантеоне ведических богов Индра, бог ураганов и
дождя, считается верховным божеством. Нам трудно себе представить этот разгул
стихии (в Ассаме за сутки зарегистрировано 1036 мм осадков, в то время как в
Париже их среднегодовой уровень составляет 520 мм), приходящий на смену
удушающей майской жаре, когда температура в тени нередко достигает 40 градусов.
Там, где муссонов нет или они являются редкостью, главным образом в нижней
долине Инда и в меньшей степени - на Деканском плоскогорье, преобладает засуха.
Словом, как обильные осадки, так и слабые представляют угрозу для жизни. Реки всегда были объектом поклонения. И
в наши дни встречаются паломники, совершающие пешком «парикрама» -
паломничество к «мата Ганга » к «нашей матери Ганге» или к Нармаде, то есть совершающие
полный обход русла реки. Они говорят О реке (все реки в Индии - женского рода)
как о матери, обожествляют ее. Истоки Ганга в Гималаях с давних лет стали
местом паломничества. За исключением горных районов, климат в Индии повсеместно
жаркий. И только северо-запад характеризуется сильными колебаниями ночных и
дневных температур зимой. Сезонным колебаниям подвергается и влажность воздуха.
Но Индия - это прежде всего континентальная страна с тропическим климатом. К
тому же арьяварта, Индо-Гангская равнина, а также Деканское плоскогорье,
являются обширнейшими территориями, продуваемыми всеми ветрами. И мы не найдем
в Индии областей с резкими климатическими колебаниями, что наблюдается,
например, в Западной Европе. И только горы в соединении с морем представляют
климатическую «индивидуальность » . Составленная нами общая достаточно
схематическая картина не должна создавать впечатление об Индии как о территории
или регионе, представленных в рамках индийской цивилизации. Ведизм не имел
отношения к территории. А что касается классической индийской цивилизации, для
нее современная Индия являлась однородным пространством, где независимо друг от
друга развивались «варна » , «ашрама » и санскрит. Потребовалось развитие
паломничества и создание истории богов, чтобы это пространство постепенно
преобразовалось в территорию и чтобы его узловые пункты воспринимались и определялись
как места поселений. Географией пренебрегали в пользу космографии. И только в
период колонизации, в частности в XIX столетии, индусы наконец почувствовали,
что Индия существует как страна. НАСЕЛЕНИЕ
ИНДИИ Все
человечество , казалось, встретилось на полуострове, где сталкивались и
смешивались огромные людские потоки. И сегодня здесь имеются все человеческие типы
и метисы. Некоторые авторы полагают, что население юга страны представлено
выходцами из Черной Африки и что дравидийские языки имеют африканское
происхождение . Мигранты привнесли с собой и некоторые аспекты своей
национальной культуры. Население северо-запада скорее белокожее. Его
представители ведут свое происхождение от индоарийских завоевателей. Местное население
имело также светлую кожу, поскольку принадлежало к средиземноморскому типу
людей . с лингвистической точки зрения завоеватели ассимилировали местных
жителей. На севере и на востоке население этнически принадлежит к
тибетобирманской группе народов. Добавим к этому местные племена , которые
называются «адьиваши» «первые поселенцы» и которые являются выходцами из
Юго-Восточной Азии и из более отдаленных мест. Попытки классифицировать
население, неоднократно предпринимаемые с начала века, не принесли удовлетворительных
результатов, поскольку оказалось невозможным выделить отдельные человеческие группы:
разнообразные этносы, последовательно завоевывавшие и заселявшие субконтинент, по
большей части перемешивались. Не удалось установить и хронологию доисторических
нашествий.
Анго
М. Классическая Индия. - М., Издательский дом "Вече", 2008. - 400 с. | |||
| |||
Просмотров: 1984 | | |
Всего комментариев: 0 | |