Родина буддизма находится в районе, который теперь
называется южным Бихаром, к западу от Бенгала и к югу от Ганга. Это была страна
магадх со столицей в Раджагахе (Раджгире). К востоку оттуда жили анги, главным
городом которых был Кампа. К северу от магадх и по другую сторону Ганга жили
племена ваджей (главный город Весали), а еще дальше к северу — маллы. К западу
от магадх жили каси, чьим главным городом был Бенарес на Ганге. Царство косал
(столица Саваттхи, или Шравасти) простиралось к северу от краев каси до
Гималаев, а на северных границах обосновались шакьи и их соседи на востоке —
колии. Все это — названия племен, и для того периода неправильно использовать
термины Анга, Магадха и прочее, как если бы это были названия стран. В VI в. до
н.э. магадхи и косалы из племен развились в соперничающие царства, каси были
захвачены косалами, а анги — магадхами. Это все народы, которые могут
претендовать на какое‑либо отношение к местам, где протекала жизнь Будды. Самые
ранние свидетельства предоставляют нам «Дигха» и «Маджджхима», там во вводных
или поясняющих пассажах к рассуждениям рассказывается о местах, где они были
произнесены. Эти упоминания нельзя считать подлинными свидетельствами,
современными Будде; они лишь принадлежат к основной традиции двух школ
воспроизведения слов Будды; но они возникли действительно давно, и это
подтверждается тем, о чем они умалчивают. Так, в этих компендиумах не
говорится, что Будда останавливался в местах, расположенных за пределами земель
каси, косал, анг, магадх, куру, ваджей и малл. Даже Бенарес, который
многократно возникает в комментариях, редко упоминается в Каноне. В Каноне несколько раз приводится упорядоченный
перечень местностей, и мы можем видеть из его вариаций и расширяющейся
географии, как он постепенно увеличивался. Даже самая короткая версия перечня,
вероятно, относится к позднейшему периоду, когда географические познания были
более обширны, чем те, что отражены в сводных списках названий мест, где
произносились речи. Она находится в «Джанавасабха‑сутте»[1],
где Будда рассказывает о судьбе учеников, умерших в разных странах. В этой
сутте, помимо перечисленных выше народов, упоминаются чети и вамсы (ватсы),
живущие к западу от Праяги (Аллахабад), куру‑панчалы, живущие к северо‑западу
от косал, и маччхи и сурасены, обитающие еще дальше на западе. Получившийся
перечень из двенадцати названий расширен в «Ангуттаре»[2],
где к нему прибавлены: 1) ассаки в южной Индии, 2) аванти к северу от виндхьев
и на крайнем севере, 3) гандхары, 4) Камбоджи. Это так называемые шестнадцать
сил. Перечень из шестнадцати наименований считается очень старым, возможно даже
добуддийским. Но скорее всего, он сложился в результате постепенных дополнений,
в особенности это касается последних четырех названий, которые полностью отсутствуют
в самых ранних сборниках, зато часто‑упоминаются в комментариях и позднейших
документах. В более поздней «Ниддеше» перечень претерпевает
дальнейшие изменения. Туда вставлены сагары и калинги из юго‑восточной Индии, а
гандхаров заменяют ионы (греки или персы). Сиамская редакция «Ниддеши»
сокращает количество названий до одиннадцати. В любом случае нас могут
интересовать лишь первые шесть названий, поскольку к остальным не привязаны
никакие события жизни Будды, и они фактически отстоят очень далеко от региона
первоначального распространения буддизма. Нигде в четырех Никаях не упомянуты
ни Бенгал (Ванга), ни Цейлон[3]. Ни о каких районах Деккана толком ничего неизвестно. В
перечне из шестнадцати названий сказано, что ассаки обитали у берегов Годавари.
Единичное упоминание этой реки содержится также во вводных стихах к «Параяне» —
части «Сутта‑нипаты» (977). «Параяна» действительно составлена достаточно рано,
но она открывается легендой, четко обозначенной как ваттхугатха, «стихи к
истории». Нет причины думать, что эта легенда в той форме, которой мы
располагаем, является ровесницей «Параяны». По стилю она совершенно отлична от
остального текста. Как и в прозаических введениях к другим рассуждениям в
«Сутта‑нипате», в ней рассказывается об обстоятельствах возникновения
последующего текста, и большая часть ее написана стихами. Вероятно, более
ранняя прозаическая версия предшествовала стихам, поскольку история все же
имеет два окончания, первое — в прозе, а второе — в стихах, по содержанию
повторяющих прозаический фрагмент и частично совпадающих с ним лексически.
Несомненно, легенда может быть старой, но этого нельзя сказать о подробностях,
которыми она могла обрасти при переработке. В ней описано путешествие — кружной
путь от Годавари мимо Уджени. Текст включает в себя большинство известных
буддийскому преданию мест: Косамби, Сакету, Саваттхи, Сетавью, Капилаваттху,
Кусинару, Паву, Бхоганагару, Весали и город магадх (Раджагаху). Вполне
возможно, что маршрут путешествия соответствует действительному маршруту, проложенному
в то время, когда эти места стали объектами паломничества. Кроме того,
существует перечень городов, принадлежащий к тому же слою предания, что и
перечень стран. В рассказе о смерти Будды Ананда говорит, что господину не
подобает умирать в таком маленьком месте, как Кусинара, ведь есть большие
города, например, Кампа, Раджагаха, Саваттхи, Сакета, Косамби и Бенарес[4]. Ангская Кампа находилась поблизости от
современного Бхагалпура. Раджагаха носила также название Гириббаджа. Это была
старая Раджагаха — город, окруженный пятью холмами. Новый город, как говорят,
был построен Бимбисарой. Впоследствии столицей магадх стала Паталипутта[5]. По преданию, перед смертью Будда
пророчествовал, что крепость, строившаяся царем Аджатасатту на Ганге в
Паталигаме для защиты от ваджей, станет столичным городом Паталипуттой.
Традиции, повествующей о возвышении этого города, очевидно, можно доверять,
если воспринимать ее не как предсказание, а как реальное знание составителя в
то время, когда данный город действительно был столицей. Саваттхи была столицей косал, и ее местонахождение
обсуждается ниже. «Рамаяна» называет столицей Айодхью (на пали — Айоджха,
современный Оудх или Айодхья недалеко от Физабада). В позднейших текстах
Айодхью идентифицируют с Сакетой. Вряд ли можно сомневаться в том, что Сакета —
это Айодхья санскритских текстов. Различие названий может объясняться тем, что
Сакета — это название района (так и Бенарес называют Каси); или же какой‑нибудь
победоносный царь нарек город новым именем Айодхья, что значит «непобедимая».
Существует возможность, что с расширением власти Косалы на юг Сакета или
Айодхья заняли место Саваттхи в качестве столицы. Следовательно, традиция
«Рамаяны» может быть выражением исторически более позднего этапа, чем
буддистская традиция. Айоджха дважды упоминается в Каноне (Сам., ш, 140, iv,
179), причем в обоих случаях сказано, что она стоит на Ганге. Но поскольку
Айоджха определенно не находилась на этой реке, здесь мы, по‑видимому, имеем
дело с традицией, основанной на недоразумении, что касается особенно того
фрагмента, где вместо Айоджхи говорится о Косамби. Косамби была столицей вамс
или вате, и Каннингем идентифицировал ее с двумя деревнями Косам на Джамне
примерно в девяноста милях от Аллахабада. Очевидно, пассаж «Самьютты», который
помещает ее на Ганге, нельзя считать обоснованным. В.А. Смит считал, что она
находилась дальше к югу, в одном из штатов Багхелкханда[6]. Весали (Вайшали) все отождествляют с руинами в Басаре
в районе Музаффарпур северного Бихара[7]. Таккасила, известная грекам как Таксила,
была столицей гандхаров. Она часто упоминается в комментариях, особенно как
место обучения. Несомненно, когда буддизм распространился на северо‑западе, это
было фактом. Но она никогда не упоминается в суттах, и нет причины полагать,
что она была известна в более раннее время. Источник: Томас. Будда: История и легенды»: ЗАО
Центрполиграф; Москва; 2003 [1] Дигха, ii, 200 и далее. [2] Список из шестнадцати названий, как утверждают, встречается в текстах несколько раз, но это всего лишь повторение одного и того же пассажа (Анг., i, 213; iv, 252, 256, 260). О шестнадцати странах говорится в Лал., 24 (22), где приводятся названия только восьми мест, и Мвасту, i, 198; ii, 2, где названий нет. [3] Отсюда абсурдность наименования палийской доктрины «южный буддизм». [4] Дигха, ii, 146, 169. [5] Известная грекам как Палиботхра, современная Патна. [6] JRAS., 1898, 503 и далее. [7] Cunningham, Arch. S. Reports, i, 55; JRAS,
1902, 267. | |
| |
Просмотров: 2010 | | |
Всего комментариев: 0 | |