Вавилонское религиозное мировоззрение
Опубликовал konan 05.11.2008 в раздел: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ | 0 комментариев
Монархически-государственный,
а не общинный характер официальной вавилонской религии и подавление
общественной жизни населения, если не считать жителей привилегированных
городов, привели к созданию совершенно иных идеологических форм, чем те,
которые господствовали в номовых государствах Шумера.
Религиозное мировоззрение и искусство населения нижней Месопотамии III тысячелетия до н.э.
Опубликовал konan 05.11.2008 в раздел: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ | 0 комментариев
Эмоционально
окрашенное сопоставление явлений по принципу метафоры, т.е. путем совмещения и
условного отождествления двух или более явлений с каким-либо общим типичным
признаком (солнце — птица, поскольку и оно и птица парят над нами; земля—мать),
долго оставалось .для людей основным способом обобщения. Так возникали мифы,
которые были не только метафорическим истолкованием явлений, но и эмоциональным
переживанием.
Культура Шумера (часть 1)
Опубликовал konan 01.11.2008 в раздел: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ | 0 комментариев
Довольно быстро шумеры поняли,
что значкам-пиктограммам необходимо придать единообразие. Первоначальный “набор”
клинописных иероглифов, находившихся в распоряжении шумерского писца, включал в
себя порядка двух тысяч рисунков-пиктограмм, обозначавших целое слово и
примыкавшие к нему понятия. Постепенно письменность усложнялась.
Клинописные иероглифы становились все более схематичными, в них уже трудно или
невозможно было узнать первоначальные рисунки. Один иероглиф стал обозначать не
слово, которое когда-то обозначал рисунок, а слог или группу слогов, звучащих
так же или похоже. Так шумерская письменность перестала быть чисто
идеографической, и начался переход к слоговому письму. Самые поздние шумерские
таблички содержат сложные тексты с выраженными падежными и глагольными формами,
что значительно облегчает точность перевода.
Общество Шумера. Жрецы, труженики и солдаты. Чиновники, писатели, ученые
Опубликовал konan 01.11.2008 в раздел: МЕСОПОТАМИЯ в ІІІ тыс. до н.э. | 0 комментариев
Положение “ближайших к богам”
обеспечивало шумерским жрецам привилегированное положение в обществе. Однако
было бы неверно полагать, будто все их занятия заключались в исполнении
храмовых обрядов, чтении молитв и
передаче горожанам “божественной воли”. Храмы с давних пор были средоточием
научных знаний. Жрецы единственные из жителей города имели возможность и время
заниматься наукой, “отвлеченным знанием”, не связанным напрямую с повседневными
практическими нуждами города.
Общество Шумера. Рабство, богачи и бедняки
Опубликовал konan 01.11.2008 в раздел: МЕСОПОТАМИЯ в ІІІ тыс. до н.э. | 0 комментариев
Основным способом приобретения
рабов для шумеров были войны. Во время битв с соседними городами или со свирепыми горными племенами,
совершавшими набеги на богатые поля шумеров, захватывалось немало рабов.
Шумерский иероглиф, обозначающий раба, рисовали путем соединения двух
иероглифов — “человек” и “гора”. Судя по этому иероглифу, первоначально
источником рабской силы были именно дикие горские племена. Нужно отметить, что
рабами становились, как правило, женщины и дети. Взрослых мужчин шумеры не
брали в плен, а захваченных на поле боя врагов убивали, проламывая им головы.
Общество Шумера. Семья, дети
Опубликовал konan 01.11.2008 в раздел: МЕСОПОТАМИЯ в ІІІ тыс. до н.э. | 0 комментариев
Семейный уклад у шумеров был патриархальный.
Мужчина имел, как правило, одну жену, но мог обзавестись и наложницей.
Наложница, впрочем, не обладала равными правами с законной женой. Из детей у
шумеров больше ценились сыновья — они наследовали отцовское ремесло, вели после
его смерти хозяйство. Дочери же выходили замуж и покидали семью. Сыновья должны
были заботиться о посмертном почитании отца. Если в доме не было сыновей,
дочери становились полноправными наследницами всего состояния. В этом плане
семейный уклад шумеров был весьма либерален по отношению к женщине, особенно в
сравнении с более поздней ассирийской культурой, во многом выросшей из
шумерской.
Экономика Шумера. Торговля
Опубликовал konan 01.11.2008 в раздел: МЕСОПОТАМИЯ в ІІІ тыс. до н.э. | 0 комментариев
Экономика Шумера была крайне
разносторонней, и все ее составляющие были тесно взаимосвязаны. Однако самую,
пожалуй, важную роль в расцвете шумерской цивилизации, в достижении ей реальной
экономической и политической мощи сыграли торговцы. Без отважных и
предприимчивых людей, не страшившихся дальних путешествий, страна осталась бы
отсталым сельскохозяйственным краем, который пал бы под натиском первого же
достаточно сильного соседнего государства. Благодаря купцам развивались
ремесла, повышался уровень производства. Шумерские купцы с немалой выгодой
торговали в соседних и отдаленных странах, продавая сельскохозяйственную
продукцию и закупая все виды сырья, необходимого для промышленного развития
своего города. Не будем забывать — экономика Шумера практически полностью зависела от импорта.
Экономика Шумера. Ремесла
Опубликовал konan 01.11.2008 в раздел: МЕСОПОТАМИЯ в ІІІ тыс. до н.э. | 0 комментариев
Самые крупные мастерские
располагались при дворце правителя. Во время раскопок в шумерских городах среди
прочих дворцовых построек однажды было обнаружено восемь мастерских разного
профиля. Среди них были камнерезная и ювелирная, золотильня — особая
мастерская, где готовые металлические или каменные изделия покрывали слоем
золота, кожевенная и ткацкие мастерские, кузня, плотницкая мастерская, и
собственная судоверфь. Во главе всех мастерских стоял один человек, выполнявший
функции надсмотрщика и старейшины — он получал на складах сырье для все
производств, следил за дисциплиной, отмечал и доносил начальству имена
ремесленников, отсутствующих на работе.